Всем привет! Наконец-то "первый сезон" моего блога закончен и можно подвести итоги этого эксперимента. Для тех, кто пропустил начало и в чем вообще суть: был план потихоньку играть в игры по мере их выхода, доставая информацию о них исключительно из журналов и прочих материалов актуальных времени. Игру я считал "вышедшей" и доступной, если она появлялась в каталоге или журнале, выбирал я, соответственно, тоже по тем обзорам. Прошел игру - взял следующий журнал, так что планировалось примерно 12 игр, где-то так и вышло, по игре на месяц. А весь "год" занял как раз чуть больше трех месяцев. О некоторых играх я, разумеется, знал и до начала блога, в какие-то даже играл, но глобально этот опыт был аккуратным нащупыванием дорожки с помощью обрывочных источников. Исключение я делал только для аркадных игр - они были очень популярны, но про них почти не писали аж до начала 1982, поэтому в случае с ними я пользовался календарём релизов из Википедии и Moby. Сегодня расскажу про свой опыт такой ретроспективы и что нового я для себя открыл.
А для начала, вот ссылки на все посты про 1980-ый.
4. Mission Impossible (TRS-80)
9. Odyssey: The Compleat Apventure (Apple II)
10. Flight Simulator (Apple II)
11. Wizard and the Princess (Apple II)
13. Фильмы 1980 года для тех, кто любит видеоигры
Для начала - всё это было сильно веселее, чем с семидесятыми, марафон по которым занял почти год, считая все провалы морали по дороге. Изначальная цели были такими: отдохнуть от информационного шума, погрузиться в первобытную эпоху гейминга, про которую мало пишут, а ещё посоздавать контента и, конечно, поиграть в игры. Почти все цели удались, но с оговорками. Для начала, о погружении.
К сожалению, практически все устройства на которых я играл были сэмулированы на компьютере или были современными переизданиями, как Game & Watch. Довольно дорого покупать настолько древние девайсы для блогерских целей, да и места много займет. Настоящие железки будут позже, но обязательно будут. Может быть даже куплю Mister FPGA, если меня смогут убедить, что он правда может приблизить к опыту оригинального железа. Учитываем этот факт.
Весь этот опыт действительно иногда был похож на путешествие во времени, но как будто я вернулся в прошлое, а меня заперли в подвале, котором есть игры и журналы того времени, а также немножко фильмов и музыки для создания атмосферы, но это всё ещё подвал без возможности выйти и посмотреть, что там снаружи. Это не минус, это просто факт и ограничение наших скромных технологий по перемещению во времени. Мне безумно понравилось руководствоваться печатной прессой: в какой-то момент это перестаёт быть археологией и начинает ощущаться, как настоящая коммуникация с людьми, которые что-то пишут в этих журналах. Просто она односторонняя.
Правда, специализированной игровой прессы не будет до конца 1981 года, поэтому приходится вытаскивать информацию по крупицам. Но это тоже прикольно. Вот вообще список того, что я читал.
1. Каталоги игр для VCS от Atari и Activision.
2. Softside - журнал, посвященный компьютеру TRS-80. Хорош бесплатными листингами простых игр на Basic.
3. Softalk - издание о компьютере Apple II. Журнал для владельцев и энтузиастов в целом, но коммерческим играм уделяет достаточно внимания - публикует обзоры и топы.
Этих журналов хватало, чтобы получать достаточно информации об играх, даже сыграл в пару "бесплатных", предоставленных в виде листингов на Basic для TRS-80. Симулятор управления ядерным реактором меня прям впечатлил. Ну и раз уж начали, давайте вообще об играх расскажу.
Аркадные игры.
Если вы читаете меня уже несколько месяцев, то заметили, что на канале я пишу про аркадные игры мало, а в блоге вообще не пишу, но это не значит, что я в них вообще не играю. На самом деле, залипаю в них довольно регулярно. У меня даже появились свои игры-любимчики, в которые я частенько играю после работы. Правда, не все из них вышли в 1980ом.. Большую часть марафона я играл в стрелялки конца 1979 года - Galaxian и Asteroids. Собственно, они и стали моими топовыми аркадными играми года. Особенно, Galaxian. Меня совершенно не вдохновила вторая часть Space Invaders, она буквально разбилась для меня о графическое несовершенство. Да-да, я, ретрогеймер, что-то говорю про графику. Но, с одной стороны, у нас тут Galaxian с пиксельной цветной графикой, самая красивая игра на момент конца 1980 года. И при этом с отличной динамикой, умеренно высокой сложностью и очень-очень увлекательным геймплеем. Большая часть моих виртуальных монет ушла именно на неё. Asteroids на втором месте за счет совершенно фантастической физики управления кораблём и каркасной векторной графики, которая, может, не такая пёстрая как растровая, но очень стильная и лаконичная.
Интересные для меня игры попёрли ближе к концу года. Я не стремлюсь поиграть вообще во все и выбираю только самые популярные и интересные для меня. Такими играми стали Battle Zone, Berzerk и Space Panic, вышедшие в ноябре 1980 и, конечно, Pac-man, доплывший до Америки только к декабрю. Из всех этих игр мне больше всего понравился Berzerk за свою атмосферу, Battle Zone за роскошное каркасное 3D, и Pac-man за геймплей, но я пока ещё не очень успел достаточно хорошо освоить эти игры и дойти до своего потолка рекордов. В Пак-мана я вообще поиграл всего несколько раз, а потом случился отпуск и написание этого поста. Я никогда не был был большим фанатом Пак-Мана, хоть и играл в него раньше, но, думаю, что наверняка переоткрою его за ближайшие три месяца
Вообще именно тут моя задумка начала приносить первые плоды. У меня появилось время и интерес лучше изучать отдельные аркадные игры, ставить в них рекорды, растить скилл. Подумываю даже добавить какую-нибудь рубрику с обзорами аркад и отчётами о них, а то такой пласт контента и культуры мимо блога идет, что даже грустно.
Консольные игры.
Второй по популярности способ играть в игры в то время и, как вы знаете, у меня с ним не самый простые отношения. Не потому, что я какой-то весь из себя принципиальный компьютерщик. Вы знаете, как плохо состарились игры Atari VCS (была моей консолью эти три месяца), но раз за разом я упорно даю им шанс, пробую новое и да, периодически играю просто так. За счет того, что благодаря эмуляторам, мне доступны довольно дорогие устройства своего времени, консольные пострелушки просто проигрывают более комплексным компьютерным играм. Да и информации о них мало - только каталоги и нерегулярная двухстраничная колонка в журнале Video. Тем не менее, приятные вечера с этими играми я тоже провел, играл, даже когда не надо было писать обзоры.
Главным хитом года на консоли Атари для меня, пожалуй, стала Space Invaders. Я стараюсь довольно бережно изучать консольные игрушки и смотреть на них, как на продукты своего времени. И с таким взглядом Space Invaders выглядят как настоящее золото - очень бережное использование ресурсов консоли и картриджа, отличное воспроизведение оригинальной аркадной динамики, аддиктивный геймплей. Лучшими для этой консоли стали не только игры, которые пробивали её технические ограничения, но и которые учитывали их полностью, не пытаясь быть тем, чем не являются.
Самое крутое событие года для VCS после выхода Space Invaders - релиз первых игр от сторонних разработчиков, конкретно от инди-студии Activision. Я не буду вдаваться ещё раз в историю компании, но и Dragster и Fishing Derby меня действительно очень впечатлили. И картинкой, прямо за пределы того, что было на консоли ранее, и приятным, плавным геймплеем. Про Fishing Derby я так и не сделал отдельный пост, но это всё ещё самая красивая игра для Atari на конец 1980-го. Обязательно доиграю в оставшиеся игры и буду следить за новыми.
Последней яркой звёздочкой для меня стала Adventure. Сложно даже описать то, чем она меня зацепила. Но момент, когда я её допрошел, а ещё позже и нашел скрытую комнату вызвал НЕКОТОРЫЕ ЧУВСТВА. "Эй, действительно, консольная игра может скрывать в себе больше, чем видно на одном экране? И ещё больше??". Такой контакт с тайной 45-летней давности будит интерес к открытиям. Я уже жду, когда в конце недели будет свободный вечер, в который я позалипаю, в том числе, в "сложный" режим Adventure.
В общем, консоль пока занимает небольшую нишу "позалипать полчасика перед сном в спинномозговой геймплей, когда сил на текстовые приключения нет, а виртуальные монетки на день кончились". Справляется с этим абсолютно нормально. Жду более крутых игр. Пока менять основную консоль не планирую. Главный конкурент, Intellevision, пытается продавать себя спортивными играми, а мне это не интересно.
Портативные игры.
Удивительно, но да. Где-то в середине марафона на полочку под монитором вернулась моя консолька Game&Watch Zelda, где есть игрушка с тех самых, старых G&W. Не эмулятор, но очень хорошее современное переиздание консольки. Много я тут не скажу, можете обзор почитать - просто очень приятно иметь красивое и приятное на ощупь мини-устройство, которое можно в любой удобный момент взять в руки и скоротать пятиминутный перерыв, наваливая глупеньким кротам. Это небольшой штрих ко всему пережитому и описанному опыту, но штрих очень приятный и важный.
Компьютерные игры.
А это, как вы уже догались, самая важная часть моего экспириенса. Платформы, на которых удалось получить удовольствие, приближенное к тому, что можно назвать удовольствием от видеоигр.
Я избегал всяких портов экшен-игр вроде кучи версий Space Invaders, справедливо полагая, что для этого есть консоли и аркады. Компьютеры же использовались для неспешных и пошаговых игр с кучей текста. То есть, всевозможных адвенчур.
Эмулировал я два компьютера. Начал с популярного и доступного в конце семидесятых TRS-80 - простой и бедный на возможности и память компьютер для энтузиастов. А ближе к концу года поменял его на Apple II Plus, потому что у последнего есть графический режим, а также потому что с сентября в штатах начал выходить отличный журнал Softalk, в котором регулярно обозревались самые свежие и топовые игры.
Переход с TRS-80 на Apple II был прям таким ощутимым скачком от игр любительских к играм... хотел написать профессиональным, но нет. Любительским играм более высокого уровня. С мануалами, графикой. Да, по нынешним временам это наверное выглядит не очень убедительно, но даже в масштабах трёх месяцев я почувствовал разницу. Но это всё ещё далеко от ААА-уровня даже по тем временам.
TRS-80 за счет отсутствия графического режима стал отличным первым домом для текстовых приключений. Начал я с Adventureland Скотта Адамса, которую он выпустил ещё в 1978, а закончил его же "The Count", по которой я, к сожалению, так и не написал большого обзора по причине лени, но игра была крайне выдающейся, так как активно использовала течение времени, и нужно было манипулировать не только понятием "где", но и понятием "когда". Игры Адамса вообще вызывают интересное послевкусие. Простые, на грани с примитивностью, короткие, они при этом содержат какую-нибудь прикольную фишку, идею, концепт. И каждая последующая предлагает что-то новое. Хотя, всё равно они остаются на полулюбительском уровне.
На Apple II прямую конкуренцию им попытались составить Кен и Роберта Уильямс из On-line Systems с их графическими адвенчурами. Уильямсы сделали упор на зрелищность (ну, по меркам своего времени), но уже во второй игре, Wizard and the Princess совершенно потеряли какую-то магию приключения, превратив всё прохождение в тупой силовой метод по перебору всех возможных вариантов решения. Дать им ещё один шанс меня заставит только то, что я играл в их позднюю серию Quest. Но Mystery House оказалась отличной демонстрацией возможности того, какими ещё могут быть компьютерные игры.
Из альтернатив адвенчурам, которые мне смог дать Apple II и не смог TRS-80, была, например, Odyssey: The Compleat Apventure (не опечатка). Игра представляет собой что-то среднее между настольной ролевой игрой, текстовым приключением и симуляцией в духе поздней Sid Meier`s Pirates, за семь лет до неё. От поздних ролевых игр её отличает то, что мы управляем не персонажем, не группой персонажей, а настоящим отрядом наёмников. И в игре есть и исследование дикой местности, и маленький парусный симулятор, и элемент адвенчуры. Главный её грех - она слишком медленная и хаотичная для игрока из 2025. Состарилась она плохо и нужно довольно много сил, чтобы это преодолеть. Тем не менее, мне это удалось и игру я допрошел. Нужно очень много буквального везения, чтобы начать продвигаться в этой игре и почти на двадцатую попытку оно со мной случилось. Опыт не для всех.
***
Я люблю такие марафоны и ретроспективы в том числе за то, что они влияют на вкус и расширяют личные горизонты, заставляют открывать что-то принципиально новое. Да, многие из игр, в которые я играл за эти три месяца считаются "вехами" и вошли в историю. Но выбираю я их потому, что про них пишут тексты в журналах, они стоят в топах, они есть в каталогах. С одной стороны, получаю довольно неплохие игры, с другой - действительно чувствую сопричастность времени, о котором пишу. Лучше я поиграю в меньшее количество игр, но хорошо прочувствую дух эпохи и посмотрю на мейнстрим 45-летней давности.
Общее впечатление от этих трех месяцев: мне всё ещё сложно. Предполагаемый "Режим подводной лодки" о котором я говорил (три месяца играть только в игры той эпохи) не очень работает, не больше пары недель, по крайней мере. Все эти игры, о которых я писал, можно сравнить с эпохой немого кино, даже, наверное, эпохой короткометражного немого кино. Даже не потому, что там нет звука, ха-ха. Чтобы поиграть во многие из них, нужно настроить себя на определенное отношение. Отдавать себе отчёт в том, когда, с какими ограничениями, для каких людей они были сделаны. В этом тоже есть часть кайфа, это действительно помогает прочувствовать эпоху. Мне, например, помогло влиться в культуру текстовых приключенческих игр и полюбить аркадные стрелялки Galaxian. Но хочется, конечно, найти ту точку, в которой начнутся игры, где можно "просто поиграть". Если она, конечно, существует.
Но я всё равно могу сказать - шалость удалась. Такой процесс очень хорошо погружает в себя и позволяет здорово отдохнуть и разгрузиться после работы и насущных проблем. Да ещё и открывает целую кучу малоизвестных игр, по которым в русском сегменте ретро-интернета ностальгировать просто некому. Так что буду продолжать. Из планов на следующий сезон - начать вести отдельную рубрику про аркады, а также познакомиться поближе с жанром компьютерных стратегий, который пока на Apple II представлен варгеймами SSI и военно-экономической трилогией Galactic Empire от Broderbund. А пока - пойду качать новый номер Softalk и смотреть, что новенького там выпустили в январе 1981-го.
Спасибо вам, что остаётесь со мной на этом интересном и непростом пути. Будем продолжать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий