среда, 2 апреля 2025 г.

Итоги 1980



Всем привет! Наконец-то "первый сезон" моего блога закончен и можно подвести итоги этого эксперимента. Для тех, кто пропустил начало и в чем вообще суть: был план потихоньку играть в игры по мере их выхода, доставая информацию о них исключительно из журналов и прочих материалов актуальных времени. Игру я считал "вышедшей" и доступной, если она появлялась в каталоге или журнале, выбирал я, соответственно, тоже по тем обзорам. Прошел игру - взял следующий журнал, так что планировалось примерно 12 игр, где-то так и вышло, по игре на месяц. А весь "год" занял как раз чуть больше трех месяцев. О некоторых играх я, разумеется, знал и до начала блога, в какие-то даже играл, но глобально этот опыт был аккуратным нащупыванием дорожки с помощью обрывочных источников. Исключение я делал только для аркадных игр - они были очень популярны, но про них почти не писали аж до начала 1982, поэтому в случае с ними я пользовался календарём релизов из Википедии и Moby. Сегодня расскажу про свой опыт такой ретроспективы и что нового я для себя открыл.

А для начала, вот ссылки на все посты про 1980-ый.

1. Superman (Atari VCS)

2. Adventurland (TRS-80)

3. Pirate Adventure (TRS-80)

4. Mission Impossible (TRS-80)

5. Space Invaders (Atari VCS)

6. Game & Watch - Vermin

7. Dragster (Atari VCS)

8. Mystery House (Apple II)

9. Odyssey: The Compleat Apventure (Apple II)

10. Flight Simulator (Apple II)

11. Wizard and the Princess (Apple II)

12. Adventure (Atari VCS)

13. Фильмы 1980 года для тех, кто любит видеоигры

Для начала - всё это было сильно веселее, чем с семидесятыми, марафон по которым занял почти год, считая все провалы морали по дороге. Изначальная цели были такими: отдохнуть от информационного шума, погрузиться в первобытную эпоху гейминга, про которую мало пишут, а ещё посоздавать контента и, конечно, поиграть в игры. Почти все цели удались, но с оговорками. Для начала, о погружении.

К сожалению, практически все устройства на которых я играл были сэмулированы на компьютере или были современными переизданиями, как Game & Watch. Довольно дорого покупать настолько древние девайсы для блогерских целей, да и места много займет. Настоящие железки будут позже, но обязательно будут. Может быть даже куплю Mister FPGA, если меня смогут убедить, что он правда может приблизить к опыту оригинального железа. Учитываем этот факт.

Весь этот опыт действительно иногда был похож на путешествие во времени, но как будто я вернулся в прошлое, а меня заперли в подвале, котором есть игры и журналы того времени, а также немножко фильмов и музыки для создания атмосферы, но это всё ещё подвал без возможности выйти и посмотреть, что там снаружи. Это не минус, это просто факт и ограничение наших скромных технологий по перемещению во времени. Мне безумно понравилось руководствоваться печатной прессой: в какой-то момент это перестаёт быть археологией и начинает ощущаться, как настоящая коммуникация с людьми, которые что-то пишут в этих журналах. Просто она односторонняя.

Правда, специализированной игровой прессы не будет до конца 1981 года, поэтому приходится вытаскивать информацию по крупицам. Но это тоже прикольно. Вот вообще список того, что я читал.

1. Каталоги игр для VCS от Atari и Activision.

2. Softside - журнал, посвященный компьютеру TRS-80. Хорош бесплатными листингами простых игр на Basic.

3. Softalk - издание о компьютере Apple II. Журнал для владельцев и энтузиастов в целом, но коммерческим играм уделяет достаточно внимания - публикует обзоры и топы.

Этих журналов хватало, чтобы получать достаточно информации об играх, даже сыграл в пару "бесплатных", предоставленных в виде листингов на Basic для TRS-80. Симулятор управления ядерным реактором меня прям впечатлил. Ну и раз уж начали, давайте вообще об играх расскажу.

Аркадные игры. 

Если вы читаете меня уже несколько месяцев, то заметили, что на канале я пишу про аркадные игры мало, а в блоге вообще не пишу, но это не значит, что я в них вообще не играю. На самом деле, залипаю в них довольно регулярно. У меня даже появились свои игры-любимчики, в которые я частенько играю после работы. Правда, не все из них вышли в 1980ом.. Большую часть марафона я играл в стрелялки конца 1979 года - Galaxian и Asteroids. Собственно, они и стали моими топовыми аркадными играми года. Особенно, Galaxian. Меня совершенно не вдохновила вторая часть Space Invaders, она буквально разбилась для меня о графическое несовершенство. Да-да, я, ретрогеймер, что-то говорю про графику. Но, с одной стороны, у нас тут Galaxian с пиксельной цветной графикой, самая красивая игра на момент конца 1980 года. И при этом с отличной динамикой, умеренно высокой сложностью и очень-очень увлекательным геймплеем. Большая часть моих виртуальных монет ушла именно на неё. Asteroids на втором месте за счет совершенно фантастической физики управления кораблём и каркасной векторной графики, которая, может, не такая пёстрая как растровая, но очень стильная и лаконичная.

Интересные для меня игры попёрли ближе к концу года. Я не стремлюсь поиграть вообще во все и выбираю только самые популярные и интересные для меня. Такими играми стали Battle Zone, Berzerk и Space Panic, вышедшие в ноябре 1980 и, конечно, Pac-man, доплывший до Америки только к декабрю. Из всех этих игр мне больше всего понравился Berzerk за свою атмосферу, Battle Zone за роскошное каркасное 3D, и Pac-man за геймплей, но я пока ещё не очень успел достаточно хорошо освоить эти игры и дойти до своего потолка рекордов. В Пак-мана я вообще поиграл всего несколько раз, а потом случился отпуск и написание этого поста. Я никогда не был был большим фанатом Пак-Мана, хоть и играл в него раньше, но, думаю, что наверняка переоткрою его за ближайшие три месяца

Вообще именно тут моя задумка начала приносить первые плоды. У меня появилось время и интерес лучше изучать отдельные аркадные игры, ставить в них рекорды, растить скилл. Подумываю даже добавить какую-нибудь рубрику с обзорами аркад и отчётами о них, а то такой пласт контента и культуры мимо блога идет, что даже грустно.

Консольные игры.

Второй по популярности способ играть в игры в то время и, как вы знаете, у меня с ним не самый простые отношения. Не потому, что я какой-то весь из себя принципиальный компьютерщик. Вы знаете, как плохо состарились игры Atari VCS (была моей консолью эти три месяца), но раз за разом я упорно даю им шанс, пробую новое и да, периодически играю просто так. За счет того, что благодаря эмуляторам, мне доступны довольно дорогие устройства своего времени, консольные пострелушки просто проигрывают более комплексным компьютерным играм. Да и информации о них мало - только каталоги и нерегулярная двухстраничная колонка в журнале Video. Тем не менее, приятные вечера с этими играми я тоже провел, играл, даже когда не надо было писать обзоры.

Главным хитом года на консоли Атари для меня, пожалуй, стала Space Invaders. Я стараюсь довольно бережно изучать консольные игрушки и смотреть на них, как на продукты своего времени. И с таким взглядом Space Invaders выглядят как настоящее золото - очень бережное использование ресурсов консоли и картриджа, отличное воспроизведение оригинальной аркадной динамики, аддиктивный геймплей. Лучшими для этой консоли стали не только игры, которые пробивали её технические ограничения, но и которые учитывали их полностью, не пытаясь быть тем, чем не являются.

Самое крутое событие года для VCS после выхода Space Invaders - релиз первых игр от сторонних разработчиков, конкретно от инди-студии Activision. Я не буду вдаваться ещё раз в историю компании, но и Dragster и Fishing Derby меня действительно очень впечатлили. И картинкой, прямо за пределы того, что было на консоли ранее, и приятным, плавным геймплеем. Про Fishing Derby я так и не сделал отдельный пост, но это всё ещё самая красивая игра для Atari на конец 1980-го. Обязательно доиграю в оставшиеся игры и буду следить за новыми.

Последней яркой звёздочкой для меня стала Adventure. Сложно даже описать то, чем она меня зацепила. Но момент, когда я её допрошел, а ещё позже и нашел скрытую комнату вызвал НЕКОТОРЫЕ ЧУВСТВА. "Эй, действительно, консольная игра может скрывать в себе больше, чем видно на одном экране? И ещё больше??". Такой контакт с тайной 45-летней давности будит интерес к открытиям. Я уже жду, когда в конце недели будет свободный вечер, в который я позалипаю, в том числе, в "сложный" режим Adventure.

В общем, консоль пока занимает небольшую нишу "позалипать полчасика перед сном в спинномозговой геймплей, когда сил на текстовые приключения нет, а виртуальные монетки на день кончились". Справляется с этим абсолютно нормально. Жду более крутых игр. Пока менять основную консоль не планирую. Главный конкурент, Intellevision, пытается продавать себя спортивными играми, а мне это не интересно.

Портативные игры.

Удивительно, но да. Где-то в середине марафона на полочку под монитором вернулась моя консолька Game&Watch Zelda, где есть игрушка с тех самых, старых G&W. Не эмулятор, но очень хорошее современное переиздание консольки. Много я тут не скажу, можете обзор почитать - просто очень приятно иметь красивое и приятное на ощупь мини-устройство, которое можно в любой удобный момент взять в руки и скоротать пятиминутный перерыв, наваливая глупеньким кротам. Это небольшой штрих ко всему пережитому и описанному опыту, но штрих очень приятный и важный.

Компьютерные игры.

А это, как вы уже догались, самая важная часть моего экспириенса. Платформы, на которых удалось получить удовольствие, приближенное к тому, что можно назвать удовольствием от видеоигр. 

Я избегал всяких портов экшен-игр вроде кучи версий Space Invaders, справедливо полагая, что для этого есть консоли и аркады. Компьютеры же использовались для неспешных и пошаговых игр с кучей текста. То есть, всевозможных адвенчур.

Эмулировал я два компьютера. Начал с популярного и доступного в конце семидесятых TRS-80 - простой и бедный на возможности и память компьютер для энтузиастов. А ближе к концу года поменял его на Apple II Plus, потому что у последнего есть графический режим, а также потому что с сентября в штатах начал выходить отличный журнал Softalk, в котором регулярно обозревались самые свежие и топовые игры. 

Переход с TRS-80 на Apple II был прям таким ощутимым скачком от игр любительских к играм... хотел написать профессиональным, но нет. Любительским играм более высокого уровня. С мануалами, графикой. Да, по нынешним временам это наверное выглядит не очень убедительно, но даже в масштабах трёх месяцев я почувствовал разницу. Но это всё ещё далеко от ААА-уровня даже по тем временам.

TRS-80 за счет отсутствия графического режима стал отличным первым домом для текстовых приключений. Начал я с Adventureland Скотта Адамса, которую он выпустил ещё в 1978, а закончил его же "The Count", по которой я, к сожалению, так и не написал большого обзора по причине лени, но игра была крайне выдающейся, так как активно использовала течение времени, и нужно было манипулировать не только понятием "где", но и понятием "когда". Игры Адамса вообще вызывают интересное послевкусие. Простые, на грани с примитивностью, короткие, они при этом содержат какую-нибудь прикольную фишку, идею, концепт. И каждая последующая предлагает что-то новое. Хотя, всё равно они остаются на полулюбительском уровне.

На Apple II прямую конкуренцию им попытались составить Кен и Роберта Уильямс из On-line Systems с их графическими адвенчурами. Уильямсы сделали упор на зрелищность (ну, по меркам своего времени), но уже во второй игре, Wizard and the Princess совершенно потеряли какую-то магию приключения, превратив всё прохождение в тупой силовой метод по перебору всех возможных вариантов решения. Дать им ещё один шанс меня заставит только то, что я играл в их позднюю серию Quest. Но Mystery House оказалась отличной демонстрацией возможности того, какими ещё могут быть компьютерные игры.

Из альтернатив адвенчурам, которые мне смог дать Apple II и не смог TRS-80, была, например, Odyssey: The Compleat Apventure (не опечатка). Игра представляет собой что-то среднее между настольной ролевой игрой, текстовым приключением и симуляцией в духе поздней Sid Meier`s Pirates, за семь лет до неё. От поздних ролевых игр её отличает то, что мы управляем не персонажем, не группой персонажей, а настоящим отрядом наёмников. И в игре есть и исследование дикой местности, и маленький парусный симулятор, и элемент адвенчуры. Главный её грех - она слишком медленная и хаотичная для игрока из 2025. Состарилась она плохо и нужно довольно много сил, чтобы это преодолеть. Тем не менее, мне это удалось и игру я допрошел. Нужно очень много буквального везения, чтобы начать продвигаться в этой игре и почти на двадцатую попытку оно со мной случилось. Опыт не для всех.

***

Я люблю такие марафоны и ретроспективы в том числе за то, что они влияют на вкус и расширяют личные горизонты, заставляют открывать что-то принципиально новое. Да, многие из игр, в которые я играл за эти три месяца считаются "вехами" и вошли в историю. Но выбираю я их потому, что про них пишут тексты в журналах, они стоят в топах, они есть в каталогах. С одной стороны, получаю довольно неплохие игры, с другой - действительно чувствую сопричастность времени, о котором пишу. Лучше я поиграю в меньшее количество игр, но хорошо прочувствую дух эпохи и посмотрю на мейнстрим 45-летней давности.

Общее впечатление от этих трех месяцев: мне всё ещё сложно. Предполагаемый "Режим подводной лодки" о котором я говорил (три месяца играть только в игры той эпохи) не очень работает, не больше пары недель, по крайней мере. Все эти игры, о которых я писал, можно сравнить с эпохой немого кино, даже, наверное, эпохой короткометражного немого кино. Даже не потому, что там нет звука, ха-ха. Чтобы поиграть во многие из них, нужно настроить себя на определенное отношение. Отдавать себе отчёт в том, когда, с какими ограничениями, для каких людей они были сделаны. В этом тоже есть часть кайфа, это действительно помогает прочувствовать эпоху. Мне, например, помогло влиться в культуру текстовых приключенческих игр и полюбить аркадные стрелялки Galaxian. Но хочется, конечно, найти ту точку, в которой начнутся игры, где можно "просто поиграть". Если она, конечно, существует.

Но я всё равно могу сказать - шалость удалась. Такой процесс очень хорошо погружает в себя и позволяет здорово отдохнуть и разгрузиться после работы и насущных проблем. Да ещё и открывает целую кучу малоизвестных игр, по которым в русском сегменте ретро-интернета ностальгировать просто некому. Так что буду продолжать. Из планов на следующий сезон - начать вести отдельную рубрику про аркады, а также познакомиться поближе с жанром компьютерных стратегий, который пока на Apple II представлен варгеймами SSI и военно-экономической трилогией Galactic Empire от Broderbund. А пока - пойду качать новый номер Softalk и смотреть, что новенького там выпустили в январе 1981-го.

Спасибо вам, что остаётесь со мной на этом интересном и непростом пути. Будем продолжать!

Комментариев нет:

Отправить комментарий