суббота, 11 января 2025 г.

Страна Приключений ч.3 - Миссия Невыполнима






Я закончил прохождение последней игры из сборника Скотта Адамса. Давайте я вам коротко расскажу про то, как это было и чем это приключение хорошо (и не очень). Суммарно на весь сборник у меня ушло чуть больше пяти часов и каждую из игр я проходил одним заходом. Я не знаю, лёгкие ли это приключения, привык ли я к логике Адамса, или просто мне помогает опыт таких игр в целом. В любом случае, со сборником покончено и это было... весело!


Название: Mission Impossible
Разработчик и издатель: Скотт Адамс и его фирма Adventure International
Платформа: изначально TRS-80, затем и другие компьютеры
Проведено времени в игре: ~1.5 часа

Да, Миссия Невыполнима. Только серия фильмов с Томом Крузом тут непричем. Игра вдохновлена оригинальным сериалом 1966-1973 года. Это одна франшиза, даже узнаваемая музыкальная тема (опенинг сериала) появилась именно в нём. У самой игры даже менялось название из-за проблем с правообладателями. Её вы можете найти также под названиями Impossible Mission и Secret Mission. Впрочем, для ранних игр Адамса "плавающее" название это норма.

В чём суть сериала? Почти та же, что и в фильмах с Томом Крузом. Секретный агент Фелпс и его команда IMF (Impossible Mission Force) борется с мировым терроризмом. Каждая серия - новое задание. Начало всегда одно - Фелпс находит секретную шпионскую плёнку, в которой таинственный работодатель объясняет суть нового задания. Сразу после прослушивания плёнка самоуничтожается, а Фелпс идет подбирать команду, обвешиваться гаджетами и выполнять невыполнимое. 

Удивительно, что игре (всё ещё такой же маленькой и жадной до описаний) с оговорками, но удаётся передать структуру серии. Команды у нас, правда, не будет. Действуем в одиночку. Но давайте по порядку.

Итак, при загрузке приключения я оказался в "Комнате Брифинга". Более подробных описаний тут не появилось. Зато здесь есть магнитофон как в сериале. А командная строка сообщает о том, что минуту назад из комнаты кто-то выбежал! Поймать беглеца не получится - оказавшись с ним в одной комнате, игра сообщит, что он убегает, увидев меня. Остаётся только послушать запись.

Интересно: Если пойти гоняться за беглецом по лабиринту, он забежит в комнату брифинга и украдет магнитофон.

Кассета сообщает мне, мистеру Фелпсу (если, конечно, аватар игрока является именно им, а не просто чуваком, нашедшим плёнку случайно) о том, что я нахожусь на атомной электростанции, которую заминировал диверсант. Он также перепрограммировал систему защиты станции, а ещё после завершения своих грязных делишек он собирается выпить яду. Карта и ключи безопасности в конверте должны прилагаться к записи, но, видимо, этот хмырь их и украл ровно перед моим приходом. Делать нечего, будем спасать мир от ядерной катастрофы. Мне даже вшито специальное устройство, показывающее статус бомбы.

Брифинг


Игровой мир бедноват даже по меркам Адамса. Хаб-локация состоит из десяти комнат, плюс три маленькие секретные подлокации, которые игроку надо найти. Идентифицируются они по цветам. Поблуждав по станции, можно обнаружить три запертых двери с камерами безопасности и странное кресло с панелью управления. В кресло можно сесть, и путём нехитрых манипуляций с кнопками получить удостоверение посетителя со своим фото. Через десяток ходов раздастся громкий звук (вернее, игра напишет, что раздался громкий звук, будто что-то упало). Тщательно обыскав станцию я нашел мертвого диверсанта. Обыскав его (игра сама любезно предложила использовать глагол FRISK), я обнаружил кучу вещей, а именно: пустой конверт, порванную карту, кусочек нитки, удостоверение ремонтника окон, пустую пилюлю из под яду, и листовку. Листовка, по лучшей традиции, рекламирует следующее приключение Адамса, а из полезного тут только удостоверение... и мёртвый диверсант.

Покойный со своим имуществом


Карточка посетителя открывает проход в Белую Комнату, где в окно можно увидеть ядерный реактор. Окошко бодро разбивается с помощью магнитофона, а включившуюся камеру можно нейтрализовать показав ей удостоверение диверсанта и его бренное тело. Без него не сработает. За стеклом, на подоконнике, валяется желтый ключ, нужный для получения нового удостоверения, открывающего доступ к комнате персонала. 

Тут меня ждала вторая, после таскания мертвого тела, неочевидная загадка. Из интересных вещей в комнате, помимо кусачек, обнаружилась старая швабра. Нитка на теле диверсанта была, видимо, из неё. Я долго ходил по станции, пытаясь понять, что делать дальше. Узнал даже, что количество ходов ограничено и в какой-то момент бомба действительно взорвется. Такой вот аналог заканчивающейся лампы из прошлых приключений. В какой-то момент от безысходности я таки попробовал ПОМЫТЬ ПОЛ и да! в швабре что-то звякнуло. Перетряхнув её, я обнаружил синий ключ, ведущий, собственно, в комнату управления и реактор. 

Здесь меня встретила САМАЯ бесячая загадка игры на грани с "угадай, что задумал автор". Дверь в комнату управления закрыта и в маленькое окошко можно подглядеть, что она завалена чем-то тяжелым. Если ввести команду ОТКРЫТЬ ДВЕРЬ, то игра сообщает, что когда я её аккуратно толкнул, то это не помогло. А вот команда ВЫБИТЬ ДВЕРЬ выручила, удивительно. Заблокирована дверь была моим магнитофоном...

Где-то здесь можно найти диафильм, подсказывающий, что в реакторе портится любой пластик, а человека убивает даже небольшое количество радиации. Первая подсказка намекает на ведро тяжелой воды, нужное для деактивации бомбы. Ведро в реактор занести я не смогу - оно расплавится и придется перезагружаться. Вторая подсказка говорит о том, что надо надеть защитный костюм. И его нужно именно НАДЕТЬ, если просто его взять в руки, игра это не засчитает и Фелпс мгновенно умрёт от лучевой болезни. А с ведром, на самом деле, всё просто. Перед спуском в реактор есть комната отдыха с табличкой, что все напитки нужно оставлять в ней. 

Ну, я оставил ведёрко там, надел костюм и пошел в реактор. Порядок действий с бомбой оказался проще, чем со шваброй: нужно просто перерезать провод, отнести бомбу в комнату отдыха и полить её тяжелой водой. На этом невыполнимая миссия и заканчивается.
Победный экран


***

После прохождения остается впечатление, что Адамс, всё же, пытается расти над собой с каждой последующей игрой. Теперь в игре есть единый сеттинг без нелогичной магии, а все загадки, что удивительно, абсолютно контекстно зависимы и уместны в мире игры. Даже получение инструкции здесь происходит персонажем в самой игре, а не просто голосом свыше или невидимым рассказчиком вначале. Также нет и сбора сокровищ, лампы и лабиринта - классических элементов оригинальной Colossal Cave Adventure. Это явно одно из первых приключений на домашних компьютерах и первая игра Адамса, которая пытается... ну, "рассказать историю" слишком громко сказано, но точно создать какой-то цельный и логичный опыт. И если закрыть глаза на бедный текст, то это даже немного получается. А вместо совсем уж абстрактного аватара нам дают примерить роль героя популярного сериала. Игра всё такая же короткая, чтобы не успеть выбесить, а головоломки, на которые я пожаловался, всё-таки, решаемы без помощи руководства и всё ещё приносят огромное моральное удовлетворение. 

Я не знаю, что будет в следующих играх Адамса, но сейчас мне уже кажется, что приключениям на TRS-80 уже очень тесно и напрашиваются более объемные и сложные истории. Надеюсь, что-то такое ещё найдется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий