вторник, 19 августа 2025 г.

Softporn Adventure




Начну немного издалека. Я сомневался, стоит ли мне делать обзор этой игры. Я никогда не играл в вольный римейк сегодняшней игры - Leisure Suit Larry. Да, классику не знаю. Я не играю в эротические игры - никакого ханженства, просто в них крайне редко есть какая-то геймплейно-художественная ценность.Ну и мне банально неловко как-то писать про такое! Но историческая значимость этой игры для истории компьютерных приключений достаточно велика, а реклама с Робертой Уильямс так привлекательна, что я не удержался. И в итоге получил просто хорошее приключение, местами забавное, и что удивительно, без единой капли разврата! (Ну, почти).


Платформа: Apple II+
Разработчик: Чак Бентон
Издатель: On-line Systems (Sierra On-line)
Проведено времени в игре: около двух часов.
Скан дискеты и руководства на MOCAGH

Это одна из первых игр, созданных в On-line Systems НЕ Робертой Уильямс. Разработал её Чак Бентон, инженер из Новой Англии. Когда он убедил свою компанию обзавестись компьютерами Apple II, на него же легла непростая обязанность по разработке софта. Чтобы получше разобраться в языке BASIC и отработать свои знания на приложении попроще, он решил создать текстовое приключение. В качестве сеттинга, в противовес фентези, он решил обратиться к ночной жизни Бостона и, во многом, своему собственному жизненному опыту. Прошло не так много времени, прежде чем Бентон обнаружил, что игра получается увлекательной, что отмечали и его друзья. После некоторых переделок, окончательная версия игры получила название Softporn Adventure - хорошая игра слов, слово Soft в те времена просто обожали добавлять ко всему, что связано с компьютерами.

В 1981 году, на выставке AppleFest в Бостоне, воля случая свела Бентона с Кеном Уильямсом из On-line Systems. Кен и его команда по достоинству оценили бунтарский дух игры и вскоре он позвонил Бентону с предложением издать Softporn Adventure, когда сам Бентон уже отчаялся преодолеть скепсис консервативных издателей.

Наверное, самое известное в Softporn Adventure, куда более известное, чем сама игра - её маркетинговая компания. Если вы знакомы с древнейшей историей компьютерных игр, то наверняка слышали про историю этой обложки. В джакузи запечатлены не просто фотомодели, но лично сотрудницы On-line Systems. На фото запечатлены Дайан Сигел - руководитель производства и жена главного бухгалтера Лариса Лейна, Сюзан Дэвис, бухгалтер и жена Боба Дэвиса, разработчика четвёртого графического приключения, Ulysses. И, конечно, неподражаемая Роберта Уильямс, соосновательница компании и создательница Mystery House, Wizard and the Princess, а в будущем таких шедевров, как Kings Quest и 7th Guest. Официант был приглашен из местного ресторана. Поскольку он был геем, ни его, ни других участников его присутствие на фотосессии не смутило.

Интересный факт: там была отснята целая фотосессия, несколько фоток дожили до наших дней и легко гуглятся. Никакого разврата пуще попавшего на обложку там нет, но желающие могут ознакомиться.

Как и расчитывал Кен Уильямс жопы у различного рода консерваторов полыхнули ярче, чем неоновые вывески баров в воображаемом 2000 году из игры. Но как это часто происходило в первую половину восьмидесятых, рекламная компания была громче, чем предлагала сама игра, а обложка обещала гораздо больше, чем было внутри. Тем не менее, сыграть в неё всё равно стоит. 

Про игру писали даже в Time! Возможно, именно это здорово подстегнуло продажи.

Сама игра на первый же взгляд напоминает приключения Скотта Адамса. Здесь мы видим то же разделение экрана на две части, где в одной указаны название локации, все предметы, которые в ней есть, а также все возможные выходы. Вообще-то фантастическое улучшение качества жизни, которое я отмечал ещё в играх Адамса. Наличие этой информации дает возможность полностью сосредоточиться на исследовании мира и решении загадок. В нижней части экрана располагается, собственно, художественное описание, обычно, достаточно полное и объемное для создания атмосферы. Не Zork, конечно, но на голову выше сверхлаконичных описаний Адамса.

Цель игры вызывающе простая. Герой, наша "марионетка"-аватар должен за ночь переспать с тремя девушками, попутно проявив смекалку для разгадывания несложных головоломок. С этой удалой целью герою нужно будет обойти местный Бар, Диско-клуб и Казино. Да, диско. Лари Лаффер в 1987 будет артефактом ушедшей эпохи, в то время, как в 1981 году она, кажется, ещё не успела догореть. 

Лютик тут не спасет. 


Мне очень понравились головоломки в Softporn Adventure. Наверное, хардкорщикам того времени, прошедшим Zork за один вечер, было довольно скучно в неё играть. Мне же, с моим ограниченным знанием английского, было просто очень комфортно. Я ни разу не смотрел в прохождение! Мало того, я даже не подсматривал подсказки для слов. Обычно это моя самая большая проблема, когда я знаю, что хочу от игры, но не могу подобрать правильный глагол. Здесь я справился со всем сам. Ну и загадки чаще всего сводятся к тому, чтобы повнимательнее рассматривать те или иные вещи в поисках подсказок и в нужном месте ими пользоваться. Не было ничего, что бы заставило меня вызвериться.

Кошмар любого подростка - покупка презервативов.

Даже внезапные смерти этого не добились! А они есть, как во всех играх On-line Systems и будущей Sierra. Например, если попытаться с бутылкой вина в руках уехать на такси в другую локацию, то водитель отберет бутыль, осушит её и отправит машину вместе с собой и аватаром на тот свет. Для одной из секс-сцен, например, нужно надеть презерватив. Но игра не сообщает о том, что его нужно снять... узнать об этом можно только когда героя убьет возмущенная его видом общественность. Эта шутка заставила меня посмеяться от души (да, такой вот юмор у автора блога. Никаких сожалений). Таких внезапных смертей в игре мало, их нельзя предсказать, но фрустрация быстро сменяется улыбкой от того, как это обставлено.

К слову, о юморе в игре. Ну, что я могу вам сказать. Он... своеобразный. Не ждите здесь "Монти Пайтона" или хотя бы Джима Керри. Ближайшим ориентиром я бы поставил "Бивиса и Баттхеда", за десяток лет до их выхода. Туалетно, глупенько, но глобально добродушно и без насилия. Огребает только наш главный герой. С одной стороны, шутки из тех времен могут показаться кому-то неприемлемыми... с другой - это 1981 год. Этой игре КРАЙНЕ далеко до Бивиса и Баттхеда и комедий нулевых в духе "Американского Пирога". и даже "Петька и Василий Иванович Спасают Галактику", непрямые потомки Softporn Adventure, с лёгкостью уделывают её в количестве похабщины.

Кто это там смотрит на героя из зеркала?

Да, Вы всё правильно поняли, в целом. В Softporn Adventure нет ни порно, ни какого бы то ни было разврата. Даже текстового. Есть абстрактные описания в духе "красивой груди" и "округлых бедер", но на этом всё и ограничивается. Даже в описаниях секс-сцен, которых тут целых три с половиной штуки (считая, простите, резиновую куклу). И... это хорошо. Зачем нужны графические описания, если цель у игры - заставить улыбнуться? А сделает она это явно не раз. К тому же, ей очень к лицу её короткая продолжительность. Прохождение займет у вас всего час-два. Мне пришлось пройти её два раза, потому что к концу игры я где-то потерял один из ключевых предметов (сам не понял где) и оказалось проще начать заново. Это нисколько не демотивировало, так как загадки в игре логичны и интуитивны, а ориентирование и картографирование не явлется вызовом.

Я не буду рекомендовать Softporn Adventure всем. Это устаревшая игра во многих отношениях. Есть классика вроде Zork, начните с неё. Но если вы хотите поиграть в не очень популярные игры эпохи, то в Softporn Adventure вы можете получить отличную игру с удивительно приятным и дружелюбным для своего времени геймплеем, которая предложит загадки умеренной сложности, не выбесит и закончится за полтора часа. Ну и заставит посмеяться над шутками, над которыми Вы последний раз хихикали в восьмом классе. А я вспомню про эту игру еще раз, когда мы доберемся до 1987 года и её римейка, Leisure Suit Larry.

Комментариев нет:

Отправить комментарий