Spacewar! (1962-1972)



Первую игру было сложно выбрать. Вообще "первая видеоигра" это такой размытый термин и если брать в широком смысле игру с компьютером, то можно и закопаться до сороковых годов двадцатого века.

Волевым решением я проигнорировал Tennis for Two 1958 года, про которую я еще напишу в посте про Pong и Magnavox Odyssey. Также я решил не начинать с более поздних игр, вроде Space Invaders, а сначала вдоволь накопаться в древностях. Так я выбрал Spacewar. Про её историю и влияние на современников я уже писал в своей статье на DTF, и, наверное, перенесу её сюда, а сейчас хотелось бы больше порассуждать об игре как точке входа в такой долгий и сложный челлендж. 

Я попытался провести мысленный эксперимент и поставить себя на место человека, который даже не представляет себе концепт видеоигр и тут сталкивается с этим чудом. Это точка входа, которая задаёт просто высочайший стандарт. Графика (не хорошая, не плохая, просто её наличие), использование передовых на момент появления технологий в целом, космические корабли, которыми правда приятно управлять и, конечно, возможность (необходимость) играть вдвоём. Этот стандарт и позволил ей стать культурным феноменом своего времени - вдохновить на видеоигры целое поколение геймдизайнеров и сделать компьютерные игры некоторой нормой, пусть и для очень небольшого круга людей. И он же позволил оригиналу очень неплохо состариться.

Вот только Spacewar! стала заложником своего формата. Сейчас, на мой взгляд, чтобы получить опыт, близкий к оригинальному, нужен не просто второй игрок - нужна компания гиков-единомышленников, которые готовы устроить свой маленький турнир и выяснить, кто же лучший пилот. А это сложно сделать вне тематических мероприятий. Но если вы найдете, с кем можно попробовать сыграть пару партий за одним компьютером, смело идите по ссылке

 Влияние Spacewar переоценить невозможно. Её тянутся далеко в будущее. Начиная с очевидной Asteroids 1979 года, которая является, по сути, одиночной версией игры, доведённой до идеала, продолжая Star Control в девяностых, где бои двух корабликов выглядят как Spacewar на максималках, и вперёд к далеким и непрямым потомкам вроде Outer Wilds (2019), где одна из геймплейных фишек - маневрирование вокруг физически достоверных звёзд и планет.

Сыграв в неё несколько партий, я решил начать продолжить разматывать этот клубок дальше и поиграть в игры, которые были непосредственно вдохновлены Spacewar. Отсюда есть два пути - в аркадные залы и в поисках доступных для простых людей компьютерных игр.

Комментарии