пятница, 26 января 2024 г.

Аркадный зал до видеоигр (ч. 1)

 Я люблю смотреть контекст. в котором выходили те или иные видеоигры. Что было популярно на момент выхода, какие были тенденции и всё такое. Spacewar меня восхитила тем, что она появилась без видеоигрового контекста - она была первой. Контекст у неё был немного другой, она стала воплощением "хакерских" идей и отношения к компьютерам. А вот её последователи, аркадные и домашние уже развивались не в одиночестве.

Сначала я хотел просто пойти и поиграть в первые аркадные порты Spacewar, а потом стало интересно, что было в залах и барах до них и узнать, есть ли возможность в это как-то поиграть. Когда я только начал изучать историю видеоигр и читал, что "Pong/Computer Space" были первыми аркадными играми, думал, что они возникли просто в вакууме. Ан нет, они пришли в царство электромеханических игр.

Древние былины говорят, что эталоном Нового Аркадного Автомата стала игра Torpedo Launcher от Nakamura Manufacturing Co. (Будущая Namco) и аналогичная машина Periscope от компании Sega.  Для обеих компаний эта игра стала первым электромеханическим автоматом, обеим компаниям она принесла большой успех. Вышли игры в 1965 и 1966 годах соответственно, чуть позже попали в США.

Periscope выглядит уже как типичный игровой автомат Золотого Века, но из электронных компонентов там только лампочки и подвижные части. Лампочки, звук, взрывы, настоящий перископ, который можно потрогать - игра воздействовала сразу на все органы чувств, развлекала на все деньги. Настолько на все, что это был первый автомат, который задал в США стандартную цену на игру - 25 центов, "четвертак".

Оригинальный автомат от Sega
Более совершенное решение от американского производителя пинбола Midway, с идентичным геймплеем
 
Версии Midway использовали зеркала, чтобы сделать автомат меньше



КОНЕЧНО Я ЗАХОТЕЛ СЫГРАТЬ В ЭТУ КРАСОТУ.

Встал вопрос "Как?", большая часть видеоигровых автоматов 1972-1976 годов толком не эмулируются, а тут вообще электромеханическая машина. Значит, надо искать симулятор. И тут я вспомнил, что играл в него лет 15 назад. И вы не поверите, какими окольными путями я до него добрался.

НАЧНЕМ ИЗДАЛЕКА.

Очень издалека. За много тысяч километров и от Штатов и от Японии. В Советском Союзе! В 1971 году в Москве состоялась выставка "Аттракцион-71", где среди прочих развлечений демонстрировались и игровые автоматы. Они оказались настолько успешными, что руководство выкупило самые популярные из них и отправило на военный завод для реверс-инженеринга. Одной из самых популярных игр стал "Морской Бой" - клон Sea Rider от Midway, более технологичной версии Periscope. Да не важно, на самом деле. Важно то, что у "Морского Боя" есть отличный симулятор.

 Читатели старше сорока сейчас должны почувствовать запах резины.

Электронная версия нескольких советских автоматов была разработана компанией Sky Horse Games и издана "Новым Диском" в 2009 году. Так и называется - "Советские игровые автоматы". В ней есть 7 бережно перенесённых в электронную версию автоматов, два из которых - электромеханические. Это "Морской Бой" и "Снайпер". Играть я вам советую именно в эту версию, промо-игры Яндекса для Музея Игровых Автоматов не так точно изображают графику.




Конечно, симулятор не даст тех же ощущений, что и оригинал, но его важность в том, что кусочек игровой истории был сохранён. Да и основной геймплей всё-таки можно пощупать.

В нём нет каких-то откровений - наводим перископ на вражеский корабль и запускаем торпеду в ожидании мощного взрыва и загорающейся красной лампочки. Загвоздка в том, чтобы правильно подгадать время и запустить торпеду с опережением. Просто, но звук и визуал решает, видеоиграм, чтобы приблизиться к такой сочности происходящего, понадобится ешё много лет.

Вторая ЭМ игра в сборнике - "Снайпер", световой тир, вместо пулек для воздушки - ружье с фотоэлементом и плавно гаснущие мишени. Симуляторная версия сейчас выглядит и играется просто как шутер, но всё ещё дает понимание, как выглядели настоящие автоматы. И тиры были очень популярны. Например, японская компания по производству игральных карт Nintendo неплохо заработала именно игрушками-световыми тирами. 

Но это всё шалости. В обе игры я сыграл по нескольку раз, закрыл исторический интерес, но мне было мало, хотелось прямо побольше цифровых версий игр, существовавших до Spacewar. И я пошел за Пинболом. Но об этом в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий