Знакомство с Atari VCS

Итак, сегодня буду рассказывать про Atari Video Computer System. Сначала я написал формальный обзор. Про консоль рассказал, про игры упомянул, шутки вставил. Но вышло отвратительно стерильно. Лучше я расскажу про то, как мне было на самом деле. Как я снова устроил себе погружение в прошлое.

Я долго не мог определиться, интересна ли мне VCS просто как геймеру, а не историку. Раньше я играл только в поздние и лучшие игры с консоли, да, они мне нравились. Но все они, особенно, ранние, жутко состарились. Их мало. Они сами очень маленькие и довольно бедные. Но почему эта приставка была настолько популярна?

Коробка консоли

Тут-то и пришло самое главное осознание: эти игры были сделаны совсем для других людей. С релиза Atari VCS прошло почти 47 лет. Полвека! Не надо говорить о том, как поменялась жизнь, технологии. Я захотел хотя бы немножко понять, а как же было "тогда?".

У меня здесь случился переломный момент, ради которого я отчасти затевал блог. Сначала я не очень хотел этим делиться, считая это немного глупым, но на самом деле, так честнее и интереснее. Вы знаете мой подход, я устраиваю себе марафоны определенных годов. Но игры до 1977 были редкие, несистемные, раскиданные по разным источникам. Они не складывались в единое хобби, которым можно заниматься дома. А тут появляется VCS и передо мной встает выбор: подружиться с ней и проникнуться атмосферой, или позорно пропустить пару лет истории до чего-то более привычного. 

Я выбрал первый вариант и мне пришлось очень сильно замедлиться. Поискать тот ритм, который синхронизируется с частотой консоли. 

Я понял, что одними только играми с VCS я ограничиваться не хочу. Поэтому я окружил себя побочным контентом семидесятых. Смотрел фильмы, вроде "Звездных Войн", "Крестного Отца" и "Лихорадки Субботнего Вечера". Читал ранние книги Стивена Кинга. Листал архив журнала Rolling Stone и слушал старых рокеров. Играл в первую редакцию D&D. Иногда запускал аркадные игрушки. И... да. Я замедлился настолько, что поймал дух времени. Цветные квадраты перестали меня пугать.

Я научился ненадолго откладывать телефон с социальными сетями, выключать ютюб с вечным бубнежом на фоне. Не загружать до предела, как привык с современными играми, все свои органы чувств.

И вот тут-то VCS раскрыла для меня свои сильные стороны. Я помню фразу из ролика Джеймса Рольфа (AVGN): "у VCS есть свой особенный дух, который чувствуешь, когда сидишь один в темноте и тишине перед телевизором и слышишь редкие звуки, доносящиеся из игры". Это гипнотизирует и успокаивает. Это позволяет отдохнуть от безумного ритма жизни, работы, общения. Это как маленькое, карманное измерение, в котором я забываю про 2024 и на полчаса оказываюсь в 1978. Всё заработало. А теперь, после такого вступления, я расскажу про консоль и игры.

***

Многие из моих читателей знают историю видеоигр и роль компании Atari в ней. Кризис 1983, мусорные игры, картриджи закопанные в пустыне, навсегда утраченная репутация. Но всё это будет потом. Вернемся на пять лет назад. Начнем знакомство с платформой с первого рубежа - рекламы.




Цветная графика, 27 игр в комплекте и еще 150 доступно для покупки на картриджах. Так гласит реклама. Спорное утверждение, ведь картриджей всего девять, включая комплектный. Не буду делать поспешные выводы - это может быть как введением в заблуждение, вроде всем известных многоигровок для Денди, так и неустоявшейся терминологией. Но ладно, пока что примем на веру. Теперь посмотрим на саму консоль.

VCS будет тем редким исключением, когда я буду пользоваться эмулятором для игры. Все следующие домашние и портативные консоли у меня будут физическими. Достать оригинальную консоль и флеш-картридж в моём краю мира будет удовольствием недешевым, а интерес у меня в первую очередь исторический. Но ладно, посмотрим, как пойдет дальше. Пока я буду пользоваться эмулятором Stella, и компьютером, подключенным к ЭЛТ-телевизору для аутентичности.


Вторая ревизия (сверху) и первая (снизу)

Сама консоль очень отличается от того, что мы привыкли видеть даже с NES/Dendy. В первую очередь количеством элементов управления. На корпусе куча тумблеров - помимо "вкл/вкл" есть переключатель цветности "цветной/черно-белый", левый и правый переключатель сложности, для левого и правого джойстика соответственно (на более поздних ревизиях отправились на заднюю панель), тумблер выбора игры и "Сброс" (запускает игру). На самом джойстике всего одна красная кнопка, но есть и альтернативные варианты - paddle-контроллер для Pong-игр и driving-контроллер с такой же крутилкой, чем они отличаются на деле - я не знаю, не щупал. На современных геймпадах достаточно кнопок, чтобы все эти тумблеры перенести на них, но если хочется чуть больше аутентичности, оставьте их на клавиатуре.

С консолью в комплекте идёт картридж Combat. Те самые 27 игр, ага. Открываем ROM-файл, появляется демо-экран с цифрой, обозначающей номер игры (подробности можно посмотреть в мануале). Жмякаем Reset и игра запускается. Это Tank, популярнейшая аркадная игра 1974 года, которая перевыпускалась и получала продолжения как минимум до 1977. И первые 14 вариантов игры - это, собственно, вариации Tank с разными картами и правилами игры (рикошет снарядов и танки, видимые только при выстрелах). Все исключительно для двоих игроков. 




Простовато по современным меркам, но, мне кажется, тогда было довольно здорово. Да, это не двадцать семь игр, но возможность выбирать варианты и правила игры вносит очень приятное разнообразие в привычный аркадный геймплей. Да и на 4кб картридж много контента не вставишь.

Вторая половина игр (ха-ха, я всё-таки использую это слово) - это, внезапно, воздушные битвы с кучей вариантов. Бипланы и истребители с разными схемами управления, и также с разными вариантами правил - это правда весело. В целом, Combat - отличная комплектная игра при условии того, что у вас есть хорошая компания для неё. И да, на момент выхода это самая продвинутая технология для домашних игр.



Но хочется больше игр. Выжать, так сказать, максимум из технологии сменных картриджей. Тут передо мной встал вопрос, как эти самые игры выбирать. Я хочу сделать этот процесс такой же частью игры. И добавить немного ностальгии. Помните, как в детстве: час стоишь у прилавка и мучительно выбираешь игру по одной только обложке и описанию на обороте. А обложки у картриджей VCS отличные! А ещё когда игр мало и доступ к ним не такой простой, как сейчас - волей-неволей изучишь вообще все материалы, которые доступны. Журналов на горизонте пока не видно, но все продукты Atari отлично задокументированы во множестве каталогов. Игры я буду выбирать именно по ним, ну и по обложкам. Пока я выбрал для себя такую схему: листаю каталог за соответствующий год и выбираю оттуда две-три понравившиеся игры. Потом сверяюсь с обложками, и, если мне нравится, качаю ROM-файл и мануал.

Обложка первого каталога

Первый каталог оформлен просто и с забавными иллюстрациями, никакой информации, кроме краткого описания игр и режимов тут нет. Из восьми игр каталога две я выбрал исключительно по критерию "можно играть одному" - это Star Ship и Indy 500. И ещё одну, Surround, взял, чтобы поиграть с женой полчасика.


Star Ship - порт аркадной Starship 1. Космический шутер от первого лица (таких терминов до девяностых не будет) на Atari выглядит опережающим время - такого я от стартовой линейки не ожидал. Да, конечно, масштабирование не такое впечатляющее, как в аркадной игре, но сама игра просто работает. Режимы для двоих игроков здесь достаточно скучные, но пострелять космических чертей одному очень даже приятно. 

Эффект движения сделан за счет приближающихся звезд и увеличивающихся спрайтов кораблей.



Indy 500 вообще настоящий подарок для любителя аркадной Gran Trak. Тут раскрывается вся крутость разных опций на одном картридже: несколько трасс, возможность катать одному против таймера или вдвоём, салочки, сбор предметов на скорость, гонка на обледенелой дороге - я правда с удовольствием попробовал и изучил все варианты. В этой игре я провел больше всего времени и запускал её чаще всего, когда играл один.




Surround - порт Blockade-игр для двоих игроков и за ней мы с женой провели целый вечер. Это как и Combat - хороший пример того, как работает игра на VCS - простая формула, но если её немного изменить, то это может здорово разнообразить геймплей. Опять же Surround хорошо иллюстрирует игры того времени в целом: концепт может быть очень простым, но за счет социального взаимодействия даже такие игры становятся веселыми. И это здорово, это дух времени. Уже к концу 1978 года мы такой формат потеряем.



Футболист Пеле рекламирует Атари в 1978

Кстати, о 1978. Здесь уже два каталога (один и два), а общее количество картриджей увеличилось до двадцати. Если стартовая линейка была изящным набором аркадных портов и парой логических игр, то здесь выбор довольно странный. "Виселица", куча арифметических игр, новая гонка, пара спортивных симуляторов. Меня интересуют в первую очередь аркадные порты. Для двоих игроков здесь есть отличный порт Western Gun - Outlaw (в вариантах игры есть соло-режим, без компьютерного оппонента но со стрельбой по мишеням). И, наверное, самая большая техническая веха - простой и неидеальный, но полноценный порт легендарной Space War. Граница между аркадными и домашними играми окончательно стёрлась. 

Моим главным криптонитом стал порт Breakout. Порт идеальный, за счет разных вариантов игры он легко обгоняет по увлекательности аркадный оригинал. Paddle-контроллер эмулируется мышкой и максимально отзывчив. А ещё у VCS настоящая цветная графика, в отличие от пластиковых накладок на аркадном автомате. Это та игра, которой не нужно делать скидку на возраст, она просто очень весёлая. Осенью я играл в неё очень много на Nintendo DS и сейчас снова вернулся к ней, но играю уже на телевизоре, так как-то больше похоже на аутентичный опыт. И, судя по всему, буду играть ещё много.

Обожаю эти обложки


Цветастое поле куда приятнее аркадного оригинала


Близкое знакомство с Atari VCS прошло успешно. Я попривыкал к играм, пробежался по стартовой линейке и нашел две отличные игры, подходящие лично мне (Breakout и Indy 500). Выбор игры по каталогам и обложкам тоже не подвёл. Ни одна из игр меня не разочаровала. Дальше буду делать так же, но к Atari планирую добавить ещё и эмулятор компьютера TRS-80. Не знаю пока, в каком формате я буду играть и описывать игры, но пока что это похоже на дневник, в котором я потихоньку описываю своё продвижение. Если у вас есть какие-то предложения или интересно было бы увидеть в блоге какую-то конкретную платформу или игру, то пишите в комментариях в телеграм-канале или в личку там же, я там Grey2311. Увидимся в конце 1978 года!

Комментарии