1977: Новая Надежда

Итак, 1977.


Вначале я хотел пойти по своей привычной структуре, рассказать отдельно о разных платформах, но это слишком необычный и революционный год, чтобы говорить о нем также, как и раньше. Новые технологии в аркадных автоматах, домашняя консоль, сразу три настоящих персональных компьютера в готовом виде. А ещё где-то здесь проходит первая пятилетняя отметка в таймлайне блога. Пришло время оглянуться назад и посмотреть на пройденный путь. Пять лет уместились в полтора десятка постов и чуть больше двух месяцев времени. Это было крутое приключение, Ещё круче думать о том, что это только начало. Я не знаю, на какой дате я остановлю блог, но пока планирую продолжать и делиться с вами.

Первая пятилетка далась одновременно очень легко и очень сложно. Легко - потому что игры настолько небольшие и их так исчезающе мало, что по ним проносишься с оглушительной скоростью, и посты пишутся дольше, чем я играю в эти игры. Сложно - потому что выцепить что-то прикольное, значимое и просто интересное - та ещё задача. Да ещё и найти лёгкий и аутентичный способ в это поиграть тоже непросто. И источников тоже очень мало - никакой игровой прессы нет и в помине. Короче, это была настоящая цифровая археология, я исследовал больше, чем играл. Но это всё равно было чертовски весело! 

Два месяца я пытался как можно меньше браться за современные видеоигры. Конечно, игрушки 1972-1977 не могут заполнить досуг полностью, но когда кроме них ничего нет, начинаешь смотреть на них по другому. Здесь я начал находить веселье и удовольствие там, где искать не привык. И получать тоже.

Тем не менее, было во что поиграть, было чему удивиться. Мне понравились Pong и Breakout, если бы я жил в то время, то наверняка бы обзавёлся соответствующей консолью. Поскольку, аркадных игр очень мало, а домашних фактически нет, я пробовал все компьютерные, которые удалось найти. Colossal Cave Adventure влюбила в себя без остатка, я потратил не один час на изучение Подземелья и поиск сокровищ. Star Trek вообще разбудила интерес к космической теме. Никогда не думал, что отдавать команды на мостике Энтерпрайза в простой текстовой игре будет так весело. Ещё я вспомнил, что в подростковом возрасте я любил гоночные игры - аркадные автоматы на эту тему одни из самых интересных и необычных за всю пятилетку. 

Когда не хотелось играть в видеоигры, я листал ранние книжки по Dungeons & Dragons, провёл несколько игр, нарисовал некоторое количество карт. Для меня эта игра вообще почти не отделима от компьютерных и новые ролевые игры я буду высматривать в первую очередь.

Эти два месяца задали направление дальнейших исследований. Несколько лет назад, когда я начал серьезно погружаться в тему ретро, я интересовался только консолями. Теперь, после того, во что я поиграл, баланс здорово сместился. Вдумчивые текстовые приключения и несправедливые, но весёлые RPG вызывают такой же интерес, как и аркады. 

А ещё я прочувствовал, насколько же видеоигры были социальным развлечением. Самые популярные автоматы рассчитаны на двоих игроков, в настольные ролевые игры можно играть только компанией, а компьютерные игры появляются буквально в сообществах, образованных вокруг этих самых компьютеров. С огромным удовольствием я листал журналы Creative Computing и People Computer Company в том числе и потому, что они буквально позволяют хотя бы немножко, хотя бы в одностороннем порядке, но на это сообщество посмотреть. На то, что было интересно тем людям, почитать их письма, поиграть в те же игры. Думаю, что знакомство с домашними компьютерами начну с конца 1978 года, как раз, когда начнется публикация журнала Softside, посвященного программам и играм для TRS-80. Ближайшую недельку хочу размеренно и неспешно провести со стартовой линейкой для Atari VCS и рассказать вам про неё подробнее. 

***

Но хватит рефлексировать, надо же и на новые аркады посмотреть? Я не буду долго на них останавливаться - здесь нет принципиально новых идей, но есть заметная эволюция. Во всех играх чувствуется технологический прогресс и влияние микропроцессора, все аркады выглядят действительно свежо после абстрактных прямоугольников прошлых лет. 

Circus (Atari) - максимально усложненная версия Breakout, где вместо ракетки и шариков - качели с двумя клоунами, которые подкидывают друг друга и которых надо ловить на соответствующую сторону качелей. Спрайтовые человечки и шарики и измененная физика прилагаются. Отличное развлечение, которое зацепило меня больше самого Breakout. А ещё здесь есть Hi-score, самые высокие очки за день. Эта функция станет стандартом для аркад и домашних игр на десятилетия вперёд.

Выглядит интереснее, чем Breakout, да и сложнее

Super Bug (Kee Games, она же Atari) - гонка с отличной спрайтовой графикой и скроллингом, плавной прокруткой экрана вслед за машиной. Очень сложная, за счет небольшого поля зрения, но с очень приятным управлением. Ставьте чувствительность стика побольше или играйте с мышки. 


Со спрайтами шикарно работает Starship 1 (Atari) космический шутер от первого лица, где иллюзия быстрого движения кораблей создается за счет масштабирования спрайтов, домашние консоли смогут такое провернуть только в 1990 году. Игра хороша как технодемка, несколько монет хотя бы ради прикольной графики закинуть в неё точно стоит.

Вражеские корабли, смутно похожие на USS Enterprise

Но самый интересный автомат года это Space Wars (Cinematronics) - он отлично показывает, как изменилось отношение к видеоиграм в обществе и какой путь прошли игры за пять лет. Если в 1971 году одиночная версия Spacewar! - Computer Space оказалось слишком сложной для массового игрока, то Space Wars, полноценный порт, стал чертовски успешным автоматом.

Современные мониторы с разрешением 1080р и выше неплохо справляются с эмуляцией векторных экранов, но это всё ещё не совсем то

 Видеоигровая грамотность среднего аркадного игрока выросла. Ещё игра сделана с технологией векторного дисплея - на таких экранах изображение отрисовывается не точками, а линиями, что позволяет добиться очень четкого изображения. Вектор стал значимой технологией и оставался в моде почти до середины восьмидесятых - я буду часто рассказывать о таких автоматах. Мне повезло посмотреть на векторный экран в музее Яндекса в Москве - там я поиграл в консоль Vectrex, ощущения действительно очень прикольные. А ещё Space Wars получила свое название явно не просто так. Налицо попытка срубить денег на самом кассовом фильме этого года. 

Его я, кстати, тоже пересмотрел. Когда пытаешься проникнуться развлечениями прошлого, невозможно игнорировать одно из самых значимых поп-культурных событий... последних лет пятидесяти? 



"Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике..." 

Ну, Вы сами знаете, что было дальше. Молодой паренёк решает покинуть пустынную ферму, чтобы принять свою судьбу и стать последним Рыцарем-Джедаем. Да, это "Звездные Войны: Новая Надежда". Как я мог вообще обойти её стороной? Я очень любил этот фильм в детстве, но потом как-то остыл. Здесь я специально скачал его прямо на шлем виртуальной реальности и посмотрел в огромном, пустом кинозале. Фильм я открыл для себя с новой стороны. В этот раз я увидел бесконечную любовь Лукаса к старым комиксам и рассказам, например о приключениях Флеша Гордона или Джона Картера из "Марсианского Цикла" Берроуза. Далёкие миры, храбрые герои, прекрасные принцессы, опасные злодеи, безбашенные авантюристы. Это не только фильм с современнейшими на 1977 год спецэффектами, но и ностальгический взгляд на фантастику из детства его авторов. А сейчас он такой же старый, как и те произведения, которыми Лукас вдохновлялся на момент создания фильма. 

Любимая сцена - молодой Скайуокер вглядывается в закат.

"Звёздные войны" здорово повлияли на видеоигры. Помимо, собственно, игр по самой франшизе, во второй половине семидесятых произошел настоящий бум аркадных игр на космическую тематику - каждый хотел отхватить свой кусок космического пирога. Ну, я отставать не буду, хочется попробовать поймать этот поток и побыть в нём. Но сначала пойду поближе познакомлюсь с Atari Video Computer System, обещают аркадные игры дома - надо проверить, насколько это вообще стоящая штука. 

Комментарии