Микропроцессоры и первое поколение консолей

1975 год. В кинотеатрах выходит хоррор "Челюсти" Стивена Спилберга - невероятно успешный кассово и, главное, качественный фильм в традиционно низком жанре. Челюсти, вероятно, стали одним из первых "летних блокбастеров" и задали моду на High Concept-фильмы. Те, чью суть можно описать в одном предложении и те, которые доминируют в Голливуде до сих пор. К фильму вышла средняя аркадная игра Shark JAWS. Хотел бы я написать, что это первая лицензированная аркада, но нет, Бушнелл и Atari лицензию так и не получили. Игра, тем не менее, отличилась настоящими анимированными спрайтами, больше в ней ничего запоминающегося не было.

Легендарный Intel 8080

В продаже появляется первый персональный компьютер Altair 8800, а Билл Гейтс и Пол Аллен создают компанию Microsoft, и разрабатывают интерпретатор BASIC для Altair. Не то, чтобы этот компьютер отметился в истории как геймерский, но он определённо стал дорожкой к привычным потребительским компьютерам, до которых осталась всего пара лет. В сердце компьютера лежал процессор Intel 8080, ставший достаточно дешёвым для относительно массового потребительского производства.

Именно Intel 8080 послужил основой для первого аркадного автомата с микропроцессором - игры Gun Fight от Midway, разработанной Дейвом Наттингом и Томом Макхью. Сама Gun Fight основана на японском автомате автора Speed Race Томохиро Нисикадо, Western Gun. В обоих случаях в основе лежала дуэль ковбоев, но Gun Fight заметно изменилась визуально и геймплейно. Именно микропроцессор позволил добавить анимированную спрайтовую графику, но самое важное то, что процессор задал новый стандарт для разработки. Все аркады, про которые я раньше писал, работали на транзисторно-транзисторной логике (ТТЛ), создателям игр надо было уметь владеть паяльником. Теперь появилась дорожка для программистов и возможность создавать игры для относительно стандартного железа.

Флаер Gun Fight


Не смотря на огромный успех автомата и больше 8000 проданных экземпляров, не могу сказать, что Gun Fight задала моду на определенный геймплей, но вот техническое решение плотно обосновалось в индустрии уже в следующем году. 

Но хватит рассуждать, пора уже поиграть. 

Первой, конечно, в глаза бросается графика. Особенно, когда месяц играешь в Pong и текстовые игры. Да, пока что это самая красивая игра с начала блога. Крупные анимированные спрайты ковбоев в разных состояниях, кактусы, движущийся ФУРГОН - воображение надо напрягать куда меньше, можно просто смотреть на красоту.

Слышал мнение, что геймплей Gun Fight похож на сильно замаскированный Pong, только вместо ловли "мячика" надо от него уворачиваться. Тут я не соглашусь, всё-таки, не смотря на простоту, это настоящий экшен с прицеливанием, перемещением и даже изменяющимся уровнем. Как и Tank, игра управляется на двух стиках: один отводится под движение, второй - под прицеливание. Проблема может быть только в том, чтобы подчинить эти стики в настройках MAME, но это быстро решается.

Геймплей на эмуляторе со стилизованной рамкой

Игра действительно классная, увлекательная и отлично реализует все технологии, но обладает всё той же проблемой, что и другие аркады этого времени - сыграв несколько партий, в неё вряд ли захочется вернуться.

Если Вам не с кем поиграть в оригинал, берите Boot Hill 1977 года в ней есть режим для одного игрока, принципиальным анахронизмом это не будет. Спрайты чуть больше, в остальном - примерно всё то же то же самое.

В Boot Hill на экран проецировался задник, делавший картинку заметно приятнее. В эмуляторе можно включить.

Синглплеер в таких достаточно сложных играх, кстати, одно из главных достижений микропроцессора. Да, есть ТТЛ-игры для одного игрока, вроде Gran Trak, но машинки соперников там просто гоняют по кругу, создавая фон. Процессор даёт возможность создавать сложные паттерны поведения для соперников, графику, звук... в общем, Gun Fight - настоящая первая ласточка больших технологических изменений в аркадном гейминге.

***

Примерно в то же время, к Рождеству, компания Atari при помощи Sears выпускает настоящую домашнюю версию Pong, которую просто сметают с полок. На мой взгляд, по сравнению с Odyssey это и прорыв и откат одновременно. С одной стороны, в этих устройствах больше нет возможности выбирать игры (справедливо только для первой модели), нет сменных кассет (но на поздних моделях появились вариации Pong-игр). С другой стороны, геймплей Pong здесь передан максимально точно и просто. Приставки умели воспроизводить звук (из самого устройства). Вместо громоздких ящиков-контроллеров Odyssey всего по одной крутилке для каждого игрока, нет сложных инструкций, но есть проверенный геймплей самой популярной игры в мире принесённый домой. На ближайшие лет десять (а для некоторых компаний и двадцать) домашняя консоль будет, в первую очередь, способом воссоздания аркадного опыта дома. 

К сожалению, каких-то симуляторов/эмуляторов Pong-консолей я не нашел, да и... зачем они? Это, скорее, игрушки, чем консоли в современном смысле этого слова. Про Pong я уже говорил много, ещё больше я в него играл, а сейчас, в таймлайне блога, это просто хороший повод ещё один вечерок в него поиграть, не зацикливаясь надолго. 

Вместо игры я просто покажу вам некоторые Pong-приставки, появившиеся в продаже с 1975 до начала 1980ых в разных странах.

Реклама консоли в журнале



Оригинальная консоль от Atari-Sears, 1975



Новая Odyssey - тоже Pong, 1975.


Безумное устройство Coleco Telstar - в наличии световой пистолет и рулевое колесо, 1977


Серия Color TV-Game от японской компании Nintendo, 1977-1983


Электроника Видеоспорт-3, СССР, примерно 1983

Видеоспорт-3 - моё единственное знакомство с первым поколением консолей. Не будет ностальгической истории из детства, про то, как я сидел перед черно-белым телевизором. Один раз довелось поиграть на выставке "Демодуляция" в Москве, но опыт всё равно был очень приятным, окончательно понял, что в Pong надо играть только на аналоговом управлении.

***

У блога как-то быстро всплыла интересная особенность - мне некогда играть в современные игры. Я начал Elden Ring, но пишется так легко и на азарте, да ещё и требует столько времени, что на новинки пока нет времени. И желания. Так что, относительно неплохо поддерживаю чистоту эксперимента, да ещё и двигаясь вперёд по таймлайну, постоянно открываю новые штуки. Иногда посты бывают более интересные, иногда более проходные, как сегодня, мне нравится эта последовательная рутина. Опубликовав один текст, я сразу начинаю новый, так и двагаюсь потихоньку к более интересным играм. Ну ладно, увидимся в 1976 - будет больше интересных аркад с микропроцессором и моя самая любимая игра периода 1972-1977.

Комментарии