Каноничный геймплей оригинального автомата от Atari |
Как мы уже знаем по предыдущему посту, Pong - не первая игра типа "ракета-мяч". За пару месяцев до выхода этого автомата на рынке появилась Odyssey, а первая игра подобного типа вообще Tennis for Two - демонстрационный стенд на основе осциллографа, созданный Уильямом Хигинботамом ещё в 1958 году. Не буду углубляться в авторские права и то, как компании это разруливали, но сконцентрируюсь на отличиях геймплея.
Pong, созданный Аланом Алькорном, сотрудником Atari, делает геймплей игры Tennis максимально изящным за счет нескольких простых изменений.
1) Мячик ускоряется после каждого удара.
2) Ракетки имеют зонирование и разные участки отбивают мяч по-разному.
3) Ракетки не достают до самой верхней части игрового поля, создавая уязвимую зону.
4) Появился подсчет очков и звуковые эффекты. Игра заканчивается по достижении 11 очков одним из игроков.
5) Вместо трёх Paddle-контроллеров на Odyssey, осталось только по одной ручке на игрока, ракетка движется только по одной оси.
Флаер аркадного автомата. |
Первый автомат Pong поставили в конце 1972 года в "Таверне Энди Кэппа" в городе Саннивейл, Калифорния, буквально по соседству с пылящимся Computer Space. Неприлично простой, но отточенный и увлекательный геймплей, необходимость играть вдвоём, плечом к плечу, и установка автомата в барах и прочих местах отдыха принесла ему невероятный успех. Даже Нолан Бушнелл, директор Atari, отмечал, что Pong работал как "социальная смазка" - ты просто берешь за руку своего партнера, ведешь его к автомату и начинаешь играть.
А теперь пара советов, как лучше всего поиграть в Pong сейчас, с самым близким опытом.
Во-первых, ищите версию с аналоговым управлением. Paddle-контроллеры давали очень высокую точность. Лучший способ добиться этого в домашних условиях - мышка или сенсорный экран. На AliExpress можно и настоящие Paddle-контроллеры заказать. Для самых больших фанатов.
Во-вторых, хотя бы на несколько партий найдите себе компаньона. Без общения Pong имеет не так много смысла. Да, я всё еще использую Pong на телефоне как тайм-киллер в пятиминутных перерывах на работе, но полный опыт будет именно вдвоем.
Для себя я нашел два приемлемых варианта игры. Первый, внезапно на консоли Nintendo DS. В составе Atari Greatest Hits Vol. 1 есть эмулируемая версия того самого первого автомата с простеньким искусственным интеллектом. Поскольку DS у меня две штуки, то я с удовольствием поиграл в Pong с другом. Нижний экран со стилусом используется как очень точный аналоговый контроллер. Вообще DS за счет этого становится одним из лучших вариантов для эмуляции игр семидесятых, но об этом в другой раз.
Второй вариант более компромиссный - это версии Pong на мобильных телефонах. В некоторых из них есть аналоговое управление, почти все позволяют сыграть вдвоем на одном устройстве. Они, как правило, бесплатны на всех маркетах.
Pong стал последней деталькой в общей картине 1972 года. Да, по-настоящему популярным он стал в 1973 (и оставался таковым до 1976) но могу позволить себе пожульничать и начать играть в него в этой точке.
Таким образом, резюмируя прошлые посты, я собрал следующий набор игр для полного погружения в этот период.
Аркадные игры: набор разных пинболов (в моем случае, Williams Collection), Computer Space и Pong.
Домашние игры: Magnavox Odyssey.
Компьютерные игры: Star Trek, Oregon Trail и Hamurabi.
Компьютерные игры у нас отдельно от домашних, потому что в то время за доступом к телетайпу мне пришлось бы ехать в ближайшее место с компьютером, а Spacewar в списке нет, потому что ну слишком ограниченное количество людей могли получить к нему доступ.
И знаете что? Я остался с этим набором игр на целую неделю, чтобы, так сказать, проникнуться.
Это было весело, но крайне непросто. Гораздо сложнее, чем оставаться на неделю даже с какой-нибудь Atari 2600.
Во-первых, Odyssey из списка выпадает очень быстро из-за необходимости играть вдвоем, да и сам симулятор очень ограничен по геймплею. Можно сыграть в пару игр один-два раза, но даже с напарником-энтузиастом включать симулятор каждый вечер на сколько-нибудь долгое время не очень интересно. Вообще это особенность всей ранней индустрии - большая часть игр работает только вдвоем, что роднит её с ранним кинематографом, который был, в первую очередь, общественным развлечением.
С аркадными играми уже немного интереснее. Pong - действительно классная игра, которой я проникся очень хорошо. Даже когда рядом нет напарника, с которым можно сыграть несколько сессий, на выручку приходит одиночный вариант - отличный способ провести пять свободных минут и разгрузить голову. Да, не самый аутентичный опыт Pong, но, по крайней мере, весёлый. Да и с этой игрой я всё равно надолго по хронологии блога.
Computer Space в этой точке - самая близкая возможность для обывателя прикоснуться к Spacewar, но вспомнил я про неё всего пару раз. Для меня это скорее музейный экспонат, в который не хочется возвращаться лишний раз. Такие аркадные игры для меня будут только к концу семидесятых.
Вот и остается рубиться в пинболы. Как я уже писал где-то в начале блога, когда я начинаю неделю с играми какого-то года, я ограничиваю себя в аркадных играх где-то на 10-15 "монеток" в день. Мне так интереснее, появляется мотивация включать их каждый день, чувствовать чуть большую аутентичность, а также пробовать домашние версии. Так вот, всю неделю почти все "монетки" каждый день я сливал на пинболы. Пинбольные столы выглядят красочнее и привлекательнее "исторически достоверных" аркад, о которых я писал выше, да и одна стоящая аркада против десятка разнообразных столов - это не конкуренция.
Но действительно победили здесь компьютерные игры. Даже конкретнее - победил Star Trek. На фоне ярких, но поверхностных впечатлений от аркад она дала самый глубокий, сложный и увлекательный игровой процесс. По аналогии с "монетками" компьютерное время я также ограничил - до часа-полутора в день, так-как в то время оно было платным и общественным. Эта уловка, конечно, не очень сработала - даже за Стар Треком столько не просидишь. Но мне это помогло сосредоточиться на таких сильно устаревших играх - если выделить себе специальное время в течение дня, а не перебиваться игровым фастфудом, как я привык, имея под рукой несколько портативок и XBOX с быстрой загрузкой, то можно погрузиться туда, куда погружаться и не планировал.
А ещё где-то в этой точке истории появляется первое печатное издание, на которое я продолжу опираться какое-то время - газета People`s Computer Company, направленная на популяризацию компьютеров среди не-специалистов, где почти в каждом выпуске была распечатка кода какой-нибудь несложной игры на Бейсике. Про эту газету и игры оттуда я обязательно расскажу в следующем посте, там есть на что взглянуть.
Резюмируя - хоть здесь и можно найти пару звездочек, но этой точке истории совершенно не хватает какой-то плотности, чтобы стать геймером здесь, просто не хватит игр. В один из вечеров я просто не пошел играть, а включил "Крестного Отца" - отлично провел вечер, не вываливаясь из погружения в эпоху. Решил и дальше вносить разнообразие в свой челлендж фильмами того времени. При этом, не жалею, что провел целую неделю с этими играми - очень здорово кончиком пальца прикоснуться к этому опыту, когда мое хобби только зарождалось. А Star Trek оставил довольно сильный отпечаток - дальше я начал куда внимательнее следить именно за компьютерными играми. В следующем посте про 1973 год, я расскажу именно про них. Также добавил новый тег для постов, "марафон", им буду помечать посты, в которых рассказываю про недельные погружения в тот или иной год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий