Компьютеры для людей и поиск чудовищ

1973 год. Группа Pink Floyd выпускает альбом The Darkside of the Moon, а первое место по сборам в кино занимает "Изгоняющий Дьявола" - возможно, самый страшный фильм на этот момент. Аркадный автомат Pong покоряет страну. Компания Atari сталкивается с огромным количеством клонов своей игры и пытается закрепить успех развитием концепции оригинала и созданием новых проектов, успешных, но не сногсшибательных, таких как Speed Race и Gotcha. Даже за океаном, в Японии, такие компании как Taito и Sega входят в производство видеоигр со своими клонами.

У компьютерщиков, тем временем, царит своя атмосфера. Если производители аркадных автоматов нашли первую формулу хита, то программистам до этого далеко. В небольших сообществах, образованных вокруг миникомпьютеров, люди активно меняются идеями и кусками кода, свободные от коммерческих обязательств и стереотипов о том, какими должны быть игры. 

Так звучит 1973 год

Одно из таких сообществ в городе Менло-Парк, Калифорния, задокументировало своё существование в газете под названием People`s Computer Company (далее PCC). Первый выпуск вышел в октябре 1972 года и сходу озвучил свою высшую цель: повышение компьютерной грамотности населения

"Компьютеры используются не для людей, а против людей.

Они управляют людьми, вместо того, чтобы освободить их

Настало время изменить это - нам нужна Компьютерная компания для Людей"

Логотип и лозунг газеты

Я упоминаю это издание здесь, потому что оно одно из первых начало публиковать, собственно, игры - в виде исходных кодов на BASIC, и если вам хочется относительно аутентично познакомиться с компьютерной культурой того времени - PCC отличный способ это сделать.

Помимо распечаток с играми, газета, выходившая раз в два месяца, рассказывала о новостях и трендах в мире миникомпьютеров - какие они бывают, на что способны и так далее. Сами игры позиционировались как мощный инструмент обучения (и, кажется, PCC первыми додумались делать это целенаправленно) а целевой аудиторией были не только взрослые гики, но и школьники. Также редакторы выпустили очень успешный учебник по BASIC - My Computer Likes Me When I Speek BASIC, максимально простая книга для тех, кто с программированием не сталкивался вообще никогда. Можете попробовать, если интересно. 

Теперь давайте посмотрим на игры, которые публиковались в газете с октября 1972 по ноябрь 1973. В будущем, когда дойдем до игр более сложных, которые не посмотришь за 5 минут, я, вероятно, буду смотреть одну игру из каждого месяца, а пока проще глянуть подшивку за год.

Это лишь один из примеров оформления газеты - поверьте, она вся такая!

Кроме различных обучалок, типа "Угадай Число" и их вариаций, в PCC публиковалось большое количество игр, посвященных ориентированию на координатной плоскости и за 1973 год можно даже проследить их эволюцию. Все они были написаны участниками сообщества и, судя по всему, были довольно популярны, если их исходные коды и примеры игры так часто мелькали на страницах. А последняя так и вообще стала хитом не меньшим, чем Star Trek. 

Пробегусь кратко по каждой.

Hurkle - возможно, первая из всей этой серии. Игроку необходимо отыскать на координатной сетке 10x10 существо, по имени, собственно, Hurkle. Нужно вводить координаты через запятую, а игра даст подсказку с направлением, в какую сторону следует искать нашу зверушку. Есть пять попыток, после чего игра начинается заново. Местоположение покемона определяется случайно каждый раз. Можно ли что-то ещё сказать об этой игре? Пожалуй, нет.

Страница, посвященная Hurkle


Mugwump - усложненная вариация Hurkle. Вместо одного зверя в таком же поле спрятались уже четыре мугвумпа. Каждый ход игра подсказывает, насколько мы далеко от каждого из них и ходов теперь десять вместо пяти. Ну Snark - до боли похожая игра, но вместо конкретной точки мы ищем зверюгу в определенном радиусе.

А это уже Mugwump


Все три я упомянул не только из исторической справедливости, но и чтобы показать их количество (думаю, они были не единственными). Такое засилье однотипных игрушек в какой-то момент взбесило члена клуба по имени Грегори Йоб и он написал свой "поиск чудовища" - возможно, известную вам игру Hunt the Wumpus.

Охота на Вумпуса - один из первых примеров успешной ассимиляции и переработки идей. Йоб взял концепцию поиска монстра, но изменил скучную сетку 10х10 на проекцию додекаэдра (двенадцатигранника) на плоскость, где вершины стали "комнатами", а ребра - переходами между ними (карту выкладывать не буду, чтобы не портить удовольствие). Думаю, что тут Йоб вдохновлялся ещё и простой игрой Caves, светившейся на страницах PCC. В ней нужно было искать выход из пещеры, перемещаясь по пронумерованным комнатам.
Первое упоминание Hunt The Wumpus



Итак, Вумпус - очередное животное, которое нужно не просто найти, но и убить с помощью волшебных стрел, которые могут менять направление полета. Вумпус большой, страшный и плохо пахнет - его можно учуять издали. Лабиринт тоже не так прост - в нём есть бездонные ямы, куда может упасть игрок и летучие мыши, которые могут унести нас в случайную комнату.

Уже поняли, что изменилось? Кроме усложнения ориентирования, Йоб добавил новую перспективу - теперь сам игрок перемещается по лабиринту, ища опасного зверя. Сработал тот же эффект вовлечения, который делал Star Trek, Sumerian Game и Oregon Trail такими залипательными. Можно побыть героем, бродящим по лабиринту задолго до ролевых и экшен-игр.

И, в отличие от своих предшественников, которые могли развлечь на 5 минут при условии отсутствия других игр в радиусе ста километров, Вумпус обладает отличной реиграбельностью - достаточной для того, чтобы стать отличным таймкиллером для ранних компьютеров. Да, если подобрать выигрышную стратегию, то играть будет уже не так интересно, но на несколько заходов игра увлечёт. Как и Star Trek, "Охота на Вумпуса" получила множество вариаций и была портирована на вообще все компьютеры эпохи. 

Я от игры получил своё удовольствие. Несколько попыток у меня ушло на картографирование подземелья, если не знать, как выглядит проекция, не сразу можно понять, как это всё связано. Дальше уже пошло попроще. Оставлю её себе в качестве пятиминутного развлечения в перерывах от написания постов. Не менее интересно было копаться в газете, это настоящая машина времени, позволяющая прикоснуться к самым старым играм в нашем хобби.

А теперь ссылки!

Поиграть в каноничного Вумпуса можно тут

Mugwump и Hurkle можно найти по нашей старой ссылке с играми на BASIC

И конечно же, полный архив People`s Computer Company можно найти тут


Комментарии