вторник, 30 января 2024 г.

Компьютерный космос

 Давайте посмотрим и попробуем представить то, как первые порты Spacewar пришли в аркадные залы. В своём лонге про Spacewar я уже рассказывал краткую историю первых портов и то, что они не взлетели. Вернёмся к этим играм ещё ненадолго. Обе вышли в 1971 году.

Итак, первая - Galaxy Game, максимально точный перенос Spacewar в аркадный кабинет. Игра была разработана Биллом Питтсом и Хью Таком за рекордные 20 000 долларов. Насколько это много? Ну, средняя цена аркадного автомата в те времена составляла 1000-1500 долларов. Почему так дорого? Дело в том, что автомат был дорогой обманкой - экраны и элементы управления были подключены, непосредственно, к компьютеру PDP-11, никакой специально разработанной для автомата электронной схемы не было. При всём уважении к труду Питтса и Така, Galaxy Game, судя по всему, прямо на момент появления стала музейным экспонатом. Я не нашел ни одного подтверждения того, что автоматов с Galaxy Game было больше одного - тот стоял в одном из корпусов Стэнфордского Университета. Широкому кругу геймеров он доступен не был.

Судьба второй игры, Computer Space, куда интереснее. Она была разработана Ноланом Бушнеллом и Тэдом Дабни с нуля, лишь вдохновляясь Spacewar. Во-первых, она одиночная, что хорошо для сычей-историков вроде меня. Во-вторых, физика космического корабля здесь отзывчивей, чем в оригинале. В-третьих, появлись управляемые ракеты. В-четвёртых, меня бесит траектория летающих тарелок.

Сейчас игра может показаться довольно унылой. Так оно и есть. Но давайте посмотрим на неё в контексте. Бушнелл и Дабни сделали не просто рентабельный автомат (хоть и не очень успешный). Подозреваю, что это было инженерным чудом.

Говоря современными терминами, это один из первых сиквелов в игровой истории, развивающий и дополняющий геймплей оригинала. Тогда, правда, и терминов таких не было. А Computer Space уже была. И её по достоинству оценили в Калифорнии, в Кремниевой долине. Но это были люди, которые или были знакомы с оригиналом. Почему я писал про пинболы и клоны Periscope? Computer Space пришлось конкурировать именно с ними. Даже не просто с ними, а с их аудиторией. И с одной стороны у нас яркие и громкие пинболы и электромеханические игры, которые бомбардируют все органы чувств, с другой... с другой вот это. Добавим сюда сложное управление (попробуйте в эмуляторе поставить схему "оригинал", это и сейчас непросто).

Но нельзя сказать, что Computer Space плохо выглядел. Давайте посмотрим на эту космическую роскошь, как её предлагали хозяином баров и операторам залов:

 
Мне не даёт покоя то, как же людьми воспринималась первая видеоигра, с которой они сталкивались? Восхищала ли их картинка на экране? Сложно ли было понять, что происходит и как этим рулить (судя по всему, да)? Вдохновляла ли она их? Было ли ощущение того, что аркадные развлечения вышли на новый уровень? Думаю, что некоторое количество людей она, всё же, зацепила.

Я получил... ээ.. некоторое удовольствие от неё. Я запустил её на следующий день после Spacewar и как минимум порадовался, что можно сыграть одному и не пытать жену доисторическими пикселями, что вообще редкость для аркадных игр до конца семидесятых. Это не та игра, в которую хочется закидывать монетки, чтобы ставить рекорды и прокачивать свой навык, но управление, всё же, довольно приятное.

У аркадных видеоигр произошел фальстарт. По-настоящему популярными они станут совсем скоро, к концу 1972.

А пока это не произошло, посмотрим, во что ещё играли на компьютерах не айтишники, а обыватели, какие игры были вдохновлены Spacewar, а какие создавали целые жанры ещё в начале семидесятых.


Комментариев нет:

Отправить комментарий