вторник, 17 декабря 2024 г.

Подведение итогов и планы на восьмидесятые


Итак, с семидесятыми покончено. Это был... трудное, но интересное приключение. Не смотря на то, что прошел почти год с запуска блога, всё ещё нет ощущения, что я как-то нашел свой формат постов, документации игр и всего такого. Но накопленный опыт позволяет делать определенные выводы! Сформулирую их для себя здесь, подведу и итоги года, и всех семидесятых.


Во-первых, желание играть в игры в порядке их выхода оказалось очень живучим. У меня были большие перерывы, я уходил вперед от блога, я превозмогал, я восхищался, я уставал, я получал огромное количество удовольствия. Я влюбился в старушку Atari VCS, потратил кучу монет (слава богу, ненастоящих) на Space Invaders и Asteroids, а ещё буквально заболел компьютерным ретрогеймингом. На это очень сильно повлиял, как раз таки, блог. Когда выбираешь, во что поиграть из крайне скудного набора аркад и довольно примитивных домашних игр, ранние приключенческие и ролевые игры ощущаются глотком свежего воздуха. Не смотря на их сложность и, порой, настоящую беспощадность, за этот год они стали важной частью хобби для меня. В этом году планирую ещё познакомиться поближе с варгеймами, ведь без них невозможно представить ландшафт компьютерных игр первой половины восьмидесятых. Понравятся ли они мне - другой вопрос, но я обязательно попробую. 

Во-вторых, отлично показали себя всевозможные ограничения. Моя теория подтвердилась: когда за счет эмуляции доступны почти все видеоигры в истории - глаза разбегаются, и есть риск вместо игры пойти смотреть видеоэссе. Последние полгода в моей жизни было больше видеоэссе, чем хотелось бы. Стыд и срам. Надо это исправить. Я выбирал игры по журналам, сканам коробок, не более одной за раз и так далее. У меня появилась четкая система правил, которую за этот год я неплохо обкатал и улучшил. Борьба за ограничения у меня носит более массовый характер - я очень устал от того, что большое количество внимания сливается в телефон, ютюб и прочие поглощалки времени. Я стал более избирателен в плане потребления контента и продолжу эту борьбу дальше. На самом деле, блог и челлендж был придуман в том числе для этого, так что будете наживую наблюдать путь отдельно взятого психолога по очищению инфополя. С помощью видеоигр. Коварный план. Даже если игры - одно из основных хобби, сами по себе они просят времени ГОРАЗДО меньше чем бесконечный скроллинг.

В-третьих, реальность заставила меня вносить кучу корректировок в мои ожидания. Вы помните, что у меня был огромный перерыв весной и летом после бодрого старта. Здесь сказалось несколько факторов. Для начала, я задал для себя, наверное, слишком высокую планку. Часто хочется довольно много рассказать о той или иной игре или человеке, но я быстро понял, что по всем темам энциклопедические посты, как, например мой коллега Джимми Махер (профессиональный писатель, на секундочку) я делать не смогу. Это демотивирует. Часто я выбирал не писать там, где мог написать меньше.  А потом, конечно, сказывается и реальная жизнь. У меня было мало отпусков в этом году, меньше чем нужно психологу, чтобы чувствовать себя хорошо, из-за этого пострадали творческие хобби, в первую очередь, блог. Это печально, но такая реальность. К счастью, я решил эту проблему - и сделав свою жизнь и работу комфортнее, и взглянув по-новому на посты. Восьмидесятые я хочу начать как серию лайв-постов, где я в прямом эфире (возможно, даже на настоящих стримах!) буду выбирать игры, играть в них, и писать о них. Это не значит, что не будет постов с историей - просто я не буду делать перерывов, когда понимаю, что не могу их писать. Хочется быть чаще на связи с вами. За такую идею непрямое спасибо Честеру, автору CRPGaddict и прямое и душевное спасибо моему хорошему коллеге Кириллу, автору канала FlipPage. Да и вообще, вести блог непросто и я бы не справился без вашей поддержки, личной и в нашем замечательном телеграм-чате. Вся эта работа просто не имела бы смысла без сообщества. 

Ну что, какими были мои семидесятые, какие уроки я вынес, какие игры полюбил, что я могу сказать об этом времени в игровой индустрии и какие советы дать, если вы тоже захотите попробовать?

Начинать с 1972 года было, как сказал классик, не просто смело, а фантастически смело. Это был первый момент откровения - когда у тебя из популярных и массовых игр есть только Понг и пинболы, а играть хочется. И ты лезешь в дебри. Для меня такими дебрями стали текстовые игры, которые в свое время выводились на здоровенных телетайпах, медленно печатаясь по строчке. Тут я познакомился с такими хитами, как The Oregon Trail, Hamurabi и, особенно, Star Trek. Быстро стало понятно, что все интересные игры надо искать на общественных компьютерах. Такой совершенно новый для меня слой гейминга - понимание того, что люди ходили в общественные пространства, чтобы освоить бейсик и поучиться взаимодействию с компьютерами, в том числе и на примере видеоигр.

Второе откровение - университетские игры. Следует из первого. Самые крутые игрушки были доступны тем, у кого был доступ к мощнейшим компам - студентам и работникам всяких лабораторий. Конечно, я в них поиграл. Там были и ролевые игры на системе PLATO, и Святой Грааль всех приключенческих игр - Colossal Cave Adventure. Не знаю насчет чистоты эксперимента - будь я простым геймером, играть мне во всякие клоны понга и не видеть всех этих игр до начала восьмидесятых. С другой стороны, люди увлечённые компьютерами, скорее всего, так или иначе сталкивались со всеми этими сокровищами, не вижу смысла себя ограничивать в них.

Третье откровение - насколько же сильно ранние компьютерные игры привязаны к настолкам, и насколько Dungeons & Dragons повлияла на видеоигры вообще. В былые времена жанр "ролевая игра" означал буквально то, что игрушка так или иначе воспроизводит на компьютере игровой процесс D&D или другой игры. Я добавил в свой путь и некоторое изучение настольных ролевых игр, благо, я их очень люблю. По этой же причине хочу попробовать варгеймы - читая старые журналы, узнал, насколько популярны они были.

Четвертое откровение - скучные и плохо эмулируемые аркады до 1978. Они меня... ну, не могу сказать, что разочаровали - это продукты своего времени и местами довольно интересные с музейной точки зрения. Но за счет технических ограничений за ними много времени проводить не хочется. Но есть одно исключение - если у вас есть компания в лице друга/партнера/ребёнка/родителя, готового попробовать с вами такое старьё, то эти игрушки правда могут вас очень порадовать. Это же относится и к играм для Atari VCS - до 1980 года большая часть её библиотеки это порты тех, древних игр, оптимальных для игры вдвоем. В этом случае не так важно, что происходит на экране - важнее всего общение. Не пожалеете. А уж если компании не нашлось и хочется чего-то более играбельного - стартуйте с конца 1978 и игры Space Invaders.

Пятое откровение - массовый гейминг обрел форму только к концу 1978. То, что существовало "до"... скажем, это первичный бульон. быть геймером до 1978 это играть в простые аркады в барах. Меняться и передавать друг другу исходные коды игр на BASIC, записанные на бумаге, а потом перепечатывать их в терминал, который вы арендуете в библиотеке/школе/университете. А дома играть в маленький клон Pong, вероятно, уже надоевший вам за последнее время. Только к рождеству 1977 у вас появится возможность купить приставку от Atari, главного поставщика хитовых аркад, а также потребительский компьютер в сборке вроде Apple II или, что куда более доступно и вероятно по деньгам - TRS-80. И только в 1979 аркадные игры выйдут из баров и станут по-настоящему народным развлечением. Но это всё не минус, а просто особенность времени. Будете знать об этом, если займетесь такой археологией.

Что почитать, если Вы вдруг оказались в США семидесятых и хотите больше узнать об играх?

1. Газета People Computer's Company. (Октябрь 1972-1981). Сообщество калифорнийских программистов издавало эту отличную газету для простых людей, с компьютерами не знакомых, но обучающихся этой свежей технологии. Содержит множество программ на Basic, среди которых известнейшая Hunt the Wumpus.

2. 101 Basic Computer Games (1974) главная книга компьютерного геймера семидесятых. Огромное количество игр и развлекательных программ. Была популярна и с появлением домашних компьютеров, на которых, по началу, совершенно не было других видеоигр.

3. Creative Computing (октябрь 1974-декабрь 1985). Журнал от автора предыдущей книги, Дэвида Эла. Такое же простое издание о новостях компьютерного мира. Именно тут нашлась самая древняя сохранившаяся версия игры Oregon Trail.

4. Softside Magazine (октябрь 1978-март 1984) отличный журнал, посвященный компьютеру TRS-80, лучшему выбору семидесятых. Именно этот журнал послужил базой для развития ранних приключенческих игр. В каждом номере - листинг как минимум одной классной игры. Рекомендую.

4. Каталоги Atari (1977-1984). Если Вы предпочитаете консольный гейминг, то периодики я тут посоветовать не могу, но! Все продукты Atari тщательно документированы, а поскольку до 1980 года на эту консоль не выпускалось сторонних игр, то, буквально все тайтлы можно найти на страницах каталогов. Выходило их по 1-2 в год, так что ничего интересного явно не пропустите.

6. По аркадным играм потребительских журналов нет, но есть индустриальные (для продавцов, а не для игроков) журналы Play Meter и Replay. Не читал, сказать про них много не могу, но вдруг вас заинтересует. 

7. Для любителей ролевых игр посоветую, конечно, журнал Dragon (выходил с марта 1975 как Strategic Review, с июня 1976 под своим именем). Отличные сборники всякой всячины и по ролевым играм, и, с определённых дат, еще и с обзорами компьютерных RPG.

Что дальше?

Ладно, с семидесятыми, наверное, покончено. Может, ещё буду к ним ненадолго возвращаться (незакрытыми остались, например, темы приключений Скотта Адамса), но пора заняться НАСТОЯЩИМИ видеоиграми. У меня есть цель - научиться делать регулярные, но небольшие посты. Я немножко модифицировал свою систему правил по выбору игр. Её цель - с помощью аутентичных источников создать себе ограниченный выбор (чтобы глаза не разбегались) игр. Всего на каждый год я планирую поиграть и описать примерно двенадцать игр, по одной на каждый месяц, не считая аркад, после чего буду переходить к следующему году. Число не постоянное, может быть, мне захочется больше в насыщенный год или меньше, в скучный.  Но это удобно, будет ощущение прогресса.

Как и откуда я буду выбирать игры?

1) Источники. Журналы, каталоги. Пусть это не такой надежный способ узнать о ВСЕХ новинках, как современные ресурсы, но есть возможность побыть в духе времени и выцепить что-нибудь действительно необычное.

2) Описания и скриншоты на задней обложке игры. Давно забытый навык, пора его вернуть. Да, вот так просто.

3) Если у игры несколько версий, то я не буду брать лучшую. Я буду выбирать актуальную - или первую вышедшую, или просто для той платформы, которую я изучаю в данный момент. Ну, например, лучшая версия ролевой игры Wizardry - это римейк 2024 года. Я же буду играть в ту, которая была доступна на момент выхода (хотя наверняка расскажу вам о других изданиях)

4) Руководства и прохождения из интернета - забываю их как страшный сон. В восьмидесятые интернета не было. Но были официальные печатные руководства! Если я где-то застреваю, то никакого гуглинга. Максимум - скачать скан такой книжки и подсмотреть подсказку в ней. 

5) Вообще гуглить об игре как можно меньше. Не хочу портить себе впечатления. Я очень надеюсь, что игровых журналов мне будет хватать для того, чтобы закрывать информационный голод. 

6) Правило подводной лодки. Если я начинаю играть в в ретро и писать пост в блог, то я не играю в современные игры, чтобы не перебивать погружение. Да, я пишу посты с относительно современной железки, но буду стараться как можно меньше ими пользоваться. Про длительность периодов погружения я ещё подумаю, чтобы крышей не поехать, но от недели точно.

Со всеми этими правилами мне явно придется идти на компромиссы, но так даже интереснее. Я не хочу перебирать просто самые популярные вышедшие игры. Я хочу узнавать что-то новое и да, иногда натыкаться на всякий треш. Так ведь веселее, не правда ли?

Итак, планы на 1980 год.

Аркады.  Мы входим в настоящий золотой век игровых автоматов. Это самая популярная форма видеоигр на ближайшие лет пять. И это самые технологичные игры. Как обычно, я буду ограничивать себя десятью монетками в день. Мне нравится такое ограничение, немного приближает к актуальному опыту тех времён и мотивирует пробовать порты на домашние консоли и компьютеры. Для начала, в моем маленьком виртуальном зале у меня будет пять автоматов. Это Space Invaders, Galaxian, Asteroids, Lunar Lander и Hang On. Новые игры я буду добавлять по каталогу Moby, последовательно по датам выхода, и писать о каждой отдельно. Когда их станет больше десяти, что-нибудь буду убирать, так мой маленький зал будет обновляться. Зачем? Это просто весело. 

Домашние консоли. Отличный способ поиграть в аркадные игры без ограничений. Я начну с Atari VCS и буду знакомиться с её библиотекой, возможно, в будущем добавлю что-то ещё. Консоли второго поколения я буду эмулировать - ну нет, к сожалению, пространства, чтобы покупать все желаемые, но про более поздние буду писать уже по собственным железкам.

Домашние компьютеры. Мой фаворит на 1980 год это Apple II. Тоже эмулятор. Почему Яблоко? Самый мощный компьютер на 1980 год, способный выводить настоящую графику. А ещё журналы, которые будут писать про игры для Apple II появятся как раз к концу этого года. Станет домом для лучших ролевых игр эпохи. С 1981 года буду совмещать эмуляцию с железным компьютером IBM-PC, который появится у меня в ближайшие несколько недель. 

***

Ну что, такие вот дела. Итоги подвёл, опытом поделился, планы построил. Думаю, что в ближайшие дни буду начинать. Спасибо, что читаете!


Комментариев нет:

Отправить комментарий