Аркады выходят в космос

Всем привет! Добро пожаловать в 1979. Я решил не сидеть на нем слишком долго и сделать всего четыре поста про это время и двинуться дальше. Этот текст целиком посвящен аркадным играм. В 1979 году исполняется 10 лет важному для американской культуры событию - высадку астронавтов на луну. Да и "Звездные Войны" на пике популярности. Все аркады всегда следуют за трендами, поэтому сегодня посмотрим на эстетику космических игр конца десятилетия. Уже к середине восьмидесятых от них не останется и следа.



Space Invaders начала пятилетний период в истории видеоигр, который сегодня называется "Золотым Веком Аркадных Игр". Многие игры этой подборки и все последующие аркады о которых я буду рассказывать, как правило, отлично сохранились и стали классикой, проблем они вызовут куда меньше, чем все предыдущие. Так что запускайте эмулятор MAME, пристёгивайте ремни - мы отправляемся в космос.


Легендарная сцена входа в Гиперпространство

Starhawk (Март, Cinamatronics) 



Начнём как раз-таки с игры по Звёздным Войнам. Правда, неофициальной, но мы-то знаем. Starhawk - векторная стрелялка, в которой нам дается возможность поучаствовать в нападении на Звезду Смерти. По крайней мере, есть узнаваемый канал вдоль некоторой бесконечной сферы, над которым стремительно несётся камера.

Тут и там снуют вражеские корабли, один которых даже иногда атакует нас, снимая немного очков. Проиграть здесь нельзя, нужно только набрать как можно больше очков. По увлекательности игра уступает Space Invaders, но давайте посмотрим на визуал.

Шлейфы от движения видны, потому что у меня стоит шейдер слегка уставшего векторного монитора

Вектор - уникальная технология, пик которой пришелся на 79-82 годы, и за все 52 года существования игровой индустрии ничего подобного не было и не будет. Железо у автоматов очень слабое, много графики на нем не создашь. Но векторные экраны работают по другим технологиям. Я не большой технический специалист, но знаю, что во-первых, в векторных играх используются специальные экраны, а во-вторых, графика не хранится в памяти автомата. Для отображения всех точек и линий используются координаты и по ним автомат выстраивает графику. До трехмерной картинки видеоиграм остается еще пятнадцать лет, но схематичными линиями удается создать убедительную иллюзию, что и сделали разработчики из Cinematronics.

Почти все игры в подборке как раз векторные, создающие эстетику такой старой фантастики, когда компьютеры и игры были всё ещё чем-то новым и необычным, как-то так в восьмидесятые и представлялся мир внутри компьютера в фантастических фильмах, а космическая тема ложится на него просто идеально. 

Tail Gunner (ноябрь, Vectorbeam)






Игра от основоположников векторной технологии, компании Vectorbeam. Вот здесь псевдо-3D достигает если не пика, то просто фантастических высот. Да, здесь всё те же векторные каркасные кораблики, но как же красиво они двигаются. Плавные маневры, построения, удары о щит, который может выставить игрок. И всё это от первого лица. Tail Gunner - незаслуженно забытая игра золотого века аркадных игр. Да, геймплей в ней далеко не такой весёлый и притягательный, как в мастодонтах жанра - наводи прицел, да стреляй. Если вражеские корабли слишком близко подлетают к вам, то можно нажать специальную кнопку - щит заполнит весь экран и корабль ударится в него, отскочит и скроется далеко позади. И как же круто это выглядит и ощущается. Графика в аркадах до Tail Gunner не была такой живой. Жалко, что за ней вряд ли захочется долго сидеть. 



Если соберетесь играть в Tail Gunner, поставьте управление прицелом с помощью мыши, иначе замучаетесь целиться с геймпада. Ну, если только у вас нет джойстика для авиасимуляторов.

Lunar Lander (Август, Atari) 



Не самая моя любимая, но очень популярная и значимая игра своего времени. Lunar Lander по современным меркам можно назвать настоящим симулятором. Никаких злых инопланетян, никакой стрельбы. Лишь корабль "Аполлон-11", который необходимо аккуратно посадить на лунную поверхность. 

Игра вышла ровно к десятилетию высадки на Луну и основывается на одноименной игре на BASIC. В оригинале нужно было управлять количеством сжигаемого горючего, вводя его в текстовое поле. В аркадной версии занимаемся примерно тем же, но вместо команд используем аналоговый рычаг, да еще и не забываем следить за горизонтальной скоростью и наклоном. Надо выбрать подходящее место и аккуратно приземлить корабль. Чем более сложную площадку мы выберем для посадки, тем больше получим очков. Топливо ограничено, но можно получить ещё, добрасывая монетки прямо в процессе игры. Я даже удивляюсь, как мало игр до середины 80ых использовали такой принцип.



Игру буду рекомендовать только если не хочется стрельбы, а хочется поиграться с чувствительным и точным управлением. А вот бонусом интересный текст про историю симуляторов прилунения.

Asteroids (Ноябрь, Atari)



А вот это уже тяжелая артиллерия. Я обожаю Asteroids, готов играть в неё, пока векторные камни в глазах рябить не начнут. Мы в 2024 жалуемся на количество ремейков, якобы, это бич нашего десятилетия. Но даже в семидесятых популярные игры опирались на прошлое. Asteroids - первая по-настоящему классная одиночная версия Spacewar (прости, Computer Space). Поскольку мощностей для обработки искусственного интеллекта соперников всё ещё не хватало, авторы сделали гениальный ход. Вместо корабля противника со сложным поведением - глыбы астероидов, которые разлетаются во все стороны на более мелкие осколки, постепенно заполняя экран. Корабль игрока здесь куда отзывчивей Spacewar, звезды с гравитационным колодцем нет и управление превращается в изящное маневрирование среди смертоносных камней. Механика передвижения до того отточена, что и сейчас игра не ощущается устаревшей и даже просто "Ретро". Из всей подборки я порекомендую её в первую очередь, можно сразу начать с Asteroids Deluxe, чуть более сложной версии, где бессмысленный телепорт заменён на щит.



А ещё здесь есть настоящая таблица лидеров, важнейший атрибут золотой эры аркад. Во всех упомянутых сегодня играх есть Hi-Score, который призывно висит в самом верху экрана - главная цель для любого игрока. Asteroids идут ещё дальше. Помимо Hi-Score, инициалы десяти лучших игроков отображаются после каждого проигрыша, образуя свой маленький зал славы. Вспоминается серия "Очень Странных Дел", где герои решили найти загадочного обладателя инициалов MAX, побившего их рекорды. А ещё эти доски лидеров стали местом, где школьники ещё и соревновались в остроумии, придумывая подписи вроде ASS и POO. Что за время, что за время.

Galaxian (ноябрь, Namco/Midway)





Сначала на Galaxian надо просто посмотреть. Единственная не-векторная игра в подборке, но это первая цветная аркада вообще, где разноцветные именно спрайты, а не просто цветные плёнки наклеены на экран. Кроме цвета, космические корабли пришельцев ещё и отлично анимированы, как и в Space Invaders они явно органические, поэтому постоянно двигаются и куда-то утекают. Да, это развитие Space Invaders. Просто клоном её назвать не выйдет. При схожей структуре у неё уже совершенно другая динамика. Вместо плавного спуска вниз всей флотилией, корабли периодически срываются вниз в крутом пике, обстреливая пушку игрока, которая мало того, что еле двигается, так ещё и может делать один выстрел за раз. Galaxian в меньшей степени игра про скорость и в большей степени про точность - она очень не любит резких движений и необдуманных выстрелов. Нет и бонусного пролетающего корабля. Дополнительные очки можно получить, подбивая пришельцев в самый опасный момент - во время их пике.



Таким был космический 1979 год, время экспериментальных игр и новых технологий. "Звёздные Войны" на пике популярности, где-то рядом новые стороны жанра исследует фильм "Чужой" и первая полнометражка по Стар Треку. В следующий раз поговорим о фентези-стороне 1979 года.

Комментарии